0
1630
Газета Акцент Интернет-версия

05.07.2005 00:00:00

Сушеный носорог в детском бассейне

Тэги: таксидермия, чучело, мастерская


таксидермия, чучело, мастерская Самое сложное в работе над чучелом птицы - правильно уложить перья.Нос при необходимости можно сделать из кожезаменителя, но этот - натуральный.Черепа приходится вываривать и тщательно промывать.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В нашей стране таксидермист, или чучельник – профессия достаточно редкая. В своем роде даже уникальная. Этому делу у нас до сих пор официально не учат нигде. Таксидермисты либо перенимают навыки от родителей (семейный подряд в этой области – довольно частое явление), либо, почувствовав в себе непреодолимую страсть к творчеству, а также (обязательно!) любовь к живой природе, приходят в зоопарки, заповедники или мастерские при зоологических музеях и учатся уже в процессе работы.

Искусство таксидермии в России становится все более востребованным. Заказов на оформление интерьеров в стиле «охотничьего домика» и выделку трофеев сейчас много, а спрос рождает предложение. Чтобы понять и увидеть на деле, чем живут и чем дышат таксидермисты, корреспонденту «НГ» пришлось посетить одну из старейших московских студий.

Биолог, химик и художник

Офис студии располагался в солидном и респектабельном доме. Пять подвальных комнат были заставлены уже готовыми и оформленными работами. На полу и подставках – чучела оскалившихся волков, медведей, зубастых бобров, бородавочников и прочей живности. На стенах красовались свирепые кабаньи головы, белесые черепа, рога и клыки – прекрасное пособие для начинающего биолога и утеха для эстета-охотника.

Нос при необходимости можно сделать из кожезаменителя, но этот - натуральный.Художественный руководитель студии Сергей оказался мужчиной лет сорока, внешне простым, капельку грубоватым, в беседе же приятным, спокойным, раскованным и не без хитринки. По его словам, все началось еще в детстве – с увлечения зоологией, а также занятий рисованием и лепкой.

Сергей занимается таксидермией уже двадцать лет, и теперь может с уверенностью сказать, что в идеале таксидермист должен быть, во-первых, биологом и анатомом, чтобы разбираться в повадках и строении животных, во-вторых, скорняком и химиком, чтобы уметь выделывать шкуры и работать с разными токсичными препаратами, в-третьих, столяром и кузнецом, чтобы делать подставки для животных. Еще он должен уметь шить, клеить и быть, ко всему прочему, талантливым художником и скульптором. Мастера часто ходят в зоопарк и наблюдают за пластикой животных, а наиболее продвинутые ездят в научные экспедиции, чтобы увидеть редких зверей в их естественной среде обитания.

Ремесло с фантазиями

На самом деле, таксидермия – это почти такое же мирное и обыденное ремесло, как, допустим, ремесло сапожника, только гораздо сложнее, оригинальнее и требует большей фантазии. Собственно снятие шкуры с мертвого животного и ее обработку сами чучельники считают далеко не самым приятным в своей профессии. Впрочем, на крупных производствах существует разделение труда. Потрошением занимаются препараторы, выделка шкур происходит на фабрике, а манекены животных тоже изготавливают специальные мастера.

В своей работе чучельники используют немало орудий: дрели, пилы, огромные кусачки, кисточки, отвертки, скальпели и миниатюрные ножнички. Но главный инструмент – руки. Простых в работе животных для таксидермиста не бывает. С каждым – свои сложности. Но говорят, легче всего делать кабана. Он грубый, «дубовый», его тяжело испортить. Гораздо больше возни с маленькой птичкой – умение уложить все перышки в правильный рисунок требует долгой, кропотливой, ювелирной работы.

Есть два способа изготовления чучел. Первый (чуть-чуть устаревший, но тем не менее употребляемый) – создание проволочного каркаса животного. Этот каркас набивают ватой, стружками, соломой, опилками либо паклей, натягивают на каркас шкуру и потом корректируют рельеф мышц. Второй способ – шкуру натягивают на уже готовый манекен из пенополиуретана, глины либо гипса.

Медведь с кукольными глазами

Ветвистые рога, желтоватые когти, клыки и даже поблескивающие кожаные носы при необходимости можно заменить искусственными. Разинутые пасти и сверкающие глаза делают из стекла и пластика. Забавная история с глазами для животных происходила в советские времена: специальных глаз тогда не продавали, и таксидермистам приходилось выковыривать недостающие элементы из кукол. Сейчас этот варварский обряд в прошлом. Глаза привозят из Германии, Дании и Америки – причем все они разные, есть специальные глаза для волков, для медведей, есть для рысей. А некоторые мастерские имеют даже свои небольшие глазные производства. Дело мастера – лишь правильно их установить.

Самый ответственный момент – процесс подгонки и состыковки манекена со шкурой. Тут-то и выясняется, не ошибся ли мастер в размерах, сядет ли на голый и жалкий остов меховая одежка, или придется что-то снова перекраивать, подшивать, а порой даже и распрощаться с испорченным (и дорогим) материалом. Для окончательной обработки чучело помещают в мешок из пленки, опрыскивают обычным «Дихлофосом» и плотно завязывают мешок на 4–6 часов.

Театры и охотники

Главными клиентами чучельников во все времена были охотники, желающие сохранить свои трофеи на века – из хвастовства ли, для истории или просто на память.

Кроме того, довольно часто покупают и заказывают чучела для оформления помещений магазинов, ресторанов и гостиниц. А вот театры предпочитают брать такой реквизит в аренду.

У чучельников есть своего рода неписаный кодекс чести, который не позволяет им принимать заказы на чучела умерших домашних животных – кошек, собак, лошадей, коров. «Разве можно себе представить своего друга на подставке?» – резонно замечают они.

Существуют также международные нормы, которые не позволяют, скажем, выставлять на чемпионатах чучела животных, принадлежащих к охраняемым видам, фантастические чучела-химеры или животных в капканах.

Как замочить носорога

Чаще всего охотники везут животных нашей полосы – кабанов, лосей, волков, бобров, бурых медведей. Но в последнее время много живности доставляют из Африки. Есть специальные туристические сафари-бюро, которые организуют экзотическую охоту и доставку трофеев в Россию, причем в общей сложности чучело собственноручно убитого животного может обойтись в тысяч в десять долларов.

Заполучить домой чучело, скажем, носорога – дело не из легких. Примерно год уходит на переговоры с сафари-парком – чтобы найти престарелое животное, которое можно отстреливать. Затем сама охота. Еще год идет оформление всевозможных паспортов и документов на вывоз, и, в конце концов, бренные останки носорога доставляют в Россию – в виде засушенного брикета размером с диван. Для того чтобы привести материал в надлежащее состояние и начать работу, брикет нужно размочить. Это довольно странное действо часто сопровождается разного рода казусами. К примеру, работники одной московской студии пыталась размачивать носорога в детском надувном бассейне и чуть не затопили соседей.

Царство рогов и копыт

Обстановка в мастерской самая что ни на есть рабочая. Снаружи на крыльце, в коридоре, на антресолях и в одной из комнат на огромных полках громоздкими кучами вперемежку друг с другом навалены готовые и недоделанные манекены лис, волков, медведей, сурков. Лиса в виде манекена кажется слишком худой, а сурок – наоборот, чересчур крупным.

Черепа приходится вываривать и тщательно промывать. Пахнет здесь вовсе не клеем и формалином, а, скорее, сырой требухой. У входа в углу стоит большой бурый медведь, загороженный какой-то стальной треногой, справа на стене висит готовая голова лося (к носу пришпилен листик с учетными записями), с другой стороны – еще пока не покрытая шкурой голая голова оленя, правда, с уже прикрепленными рогами. В закуточке притаился смешной зубастый бобр с раскрытым ртом и поднятыми лапками. В дальнем конце комнаты – птичье отделение. На газетках разложены не очень-то эстетично выглядящие заготовки фазанов, на стене большой желтоклювый коршун распахнул крылья в полете.

Компания таксидермистов похожа на семью – простую, добрую, слаженную. Им нравится работать вместе, и сплачивает их, несомненно, живой и ощутимый творческий труд. Лысый мастер Михаил занимается таксидермией всего два года. До этого был военным, после пережитого душевного кризиса нетривиальное ручное ремесло в буквальном смысле помогло ему «почувствовать себя человеком».

По лестнице спускается говорливый и радушный дядька лет пятидесяти. «А это Андрей Николаевич! Он у нас мастер по рогам и копытам!» Владения Андрея Николаевича – тесные комнатки на втором этаже. На стенах развешаны уже готовые медальоны и вешалки с ветвистыми лосиными рогами. «Я много лет охотоустройством занимался, – говорит он, – а потом пришел в эту студию работать резчиком по дереву».

«Сброшенные рога, – объясняет мастер, – охотники находят в лесу, и хорошо, если их еще не подъели мыши. Черепа кабанов и бобров, рога косуль, антилоп нужно вываривать и обрабатывать». На полу лежат огромные винтообразные рога барана Марко Поло. Рог массивный, тускло-желтый, внутри он полый, но запах не противный. «Знаете, какой иногда материал гнилой привозят, там даже черви ползают!» – посмеивается Андрей Николаевич. Еще не раскрытые пакеты в углу скрывают недавно привезенные свеженькие зубы бегемота. «Вот череп бобра!» – мастер наглядно демонстрирует, как животное работает зубами, когда перетирает древесину.

Жаркое из рыси

На нижнем этаже у чучельников рабочий день в разгаре. Михаил старательно вправляет глаза своему оленю, затем, насупившись и сосредоточившись, начинает напяливать на манекен шкуру. На женской половине почти во всю стену распласталась уже выделанная и обработанная шкура медведя. Внизу на столе – подкладка, которой надлежит ее подшить (стоит такой ковер примерно 1200 долларов). Справа свешиваются ряды серебристых волчьих шкур, а откуда-то сверху пристальным сверлящим взглядом глядит голова рыси. Симпатичная девушка Галя, вооружившись пилой, подравнивает манекенную голову медведя, а ее молоденькая сестренка подшивает и раскрашивает оскаленную пасть распростертого на столе волка.

В углу большой комнаты притаился самый тихий и скромный из таксидермистов – птичник Александр. «Что делаю? Курочку вот ощипываю...» – индифферентно роняет он. С трудом верится, что мокрая, несчастная, вывернутая наизнанку птица когда-нибудь превратится в шедевр чучельного искусства. Александр тщательно просыпает внутреннюю поверхность курицы крахмалом и объясняет, что крахмал необходим для впитывания и высушивания ненужной жировой прослойки.

Тем временем приходит жена Александра и как ни в чем ни бывало отправляется за соседний столик есть суп (возможно, из той же самой курицы). Исходный материал для чучел в мастерские привозят не только в виде шкур – бывает, доставляют замороженные, засоленные или засушенные целые туши. «Вы уже уходите? А рысь не хотите попробовать? Там рысь готовится! Вкусно!»

Сколько стоит изготовление чучела в московских мастерских

Вид животного Стоимость работы (долл. США)
Зяблик, синица, зимородок 50–120
Хомяк, суслик, тушканчик 80–120
Сурок, куница 130–150
Коршун, ястреб, орел 150–180
Глухарь, утка, фазан 150–200
Лиса 350–500
Бобр 300–600
Заяц 350–500
Рысь 600-800
Кабан 1200–1500
Волк 800–1200
Медведь 900–3000
Косуля 1400
Пятнистый олень 4000
Лось 4000–-7000

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1141
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1371
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1641
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1191

Другие новости