0
2288
Газета Акцент Интернет-версия

22.01.2007 00:00:00

Губки в трубки

Тэги: губная гармошка


Знакомая всем губная гармоника – универсальный музыкальный инструмент, позволяющий играть в любом стиле – от кантри и блюза до рока и классики. Гармоника относительно недорога, доступна и компактна. Кроме того, как утверждают опытные харперы (музыканты, играющие на губной гармонике), чтобы освоить игру на ней, не нужно забивать голову музыкальной теорией, как для фортепиано и гитары.

Трофейная игрушка

Если на Западе губная гармоника уверенно заняла свое место на музыкальной сцене еще в 1930-х годах, то у нас долгое время она воспринималась скорее как некий забавный артефакт, трофейная игрушка. Всерьез ее начали воспринимать только в середине 1990-х, и заслуга эта целиком принадлежит музыканту Михаилу Соколову, более известному как Петрович. Именно этот человек-легенда российского блюза в 1996 году показал возможности харпа широкой публике.

История началась четырнадцать лет назад. Михаил Соколов к тому времени уже четверть века проработал ударником в таких коллективах, как «Удачное приобретение», «Второе дыхание», «Машина времени». Все это время его не оставляла идея, что в ансамбле должен быть гармошечник. Годы шли, а он не появлялся. Тогда Петрович сказал себе: «Была – не была!» и попросил друга привезти ему из Германии гармонику.

Осень патриарха

Сейчас Петрович выглядит совершенным музыкальным патриархом: черная шляпа с загнутыми полями, окладистая седая борода, в сложенных домиком ладонях – неизменная губная гармошка. Когда от затяжного, задиристого соло музыкант переходит к вокалу либо перкуссии, ему помогает самодельный микрофон для гармоники из диспенсера для жидкого мыла: с помощью кольца из чайной ложки музыкант подвешивает его на палец. Есть и такой эксклюзив, как микрофон из фары «Харлея».

В перерыве Петрович, как блюз-сказочник, распахивает чемоданчик. В ячейках не две-три, а целых сорок губных гармоник. В глубине поблескивают никелем диатонические и хроматические «Hohner», «Lee Oskar» и «Hering». Для удобства музыкант соскреб с некоторых краску: полированный инструмент приятнее для рук. Впрочем, этот чемоданчик – лишь вершина айсберга. Мастерская Соколова сплошь забита гармониками. Одно время Петрович сам их мастерил и даже придумал ноу-хау. Переклепав язычки обычного харпа и подобрав их по тону, он изобрел китайский пятизвук. По словам музыканта, в России никогда не было своего промышленного производства губных гармоник: наши харперы в основном играют на моделях из Германии, США, Бразилии, Китая и Японии.

Харп выходит из тени

До поры до времени Соколов тихонько поигрывал на джемах. Во время одной из встреч публика оценила успехи харпера, который скромно спрятался за пианино.

Одновременно с ним начали играть на гармонике такие музыканты, как Алик Микоян и Роман Гегарт. Позднее достиг успехов Александр Братецкий, прошедший школу английского мэтра Стива Бейкера. Харпом увлекся известный музыкант и исполнитель Михаил Владимиров: с 2005 года он дважды в неделю ведет класс губной гармоники в Московском колледже импровизационной музыки. Активно выступают заводной музыкант группы «Станция Мир» Владимир Кожекин, Сергей Сорокин, виртуоз игры на хроматической гармошке из Петербурга Максим Некрасов. Благодаря всем этим людям в Москве уже девять лет проходят харп-фестивали.

Настоящая же Мекка харперов – немецкий городок Троссинген, где расположена штаб-квартира фирмы Хонеров – европейских пионеров харпостроения – и Троссингенская консерватория губной гармоники. Ежегодно там проводят Международный фестиваль игры на губной гармонике. Помимо активно поддерживаемого в этой среде культа харпа Хонеры давно держат кулачки за выведение губной гармоники на уровень консерваторской классики.

На фестивале в Троссингене выступают лощеные фрачники, например, секстет «Harmonicamento» из Германии – детище президента Всемирной ассоциации губной гармоники Герхарда Мюллера, и профессор Троссингенской консерватории Ясуо Ватами.

Кипяченый харп

Освоить губную гармошку можно самому, вооружившись самоучителем: руководства для этого есть на сетевых ресурсах. Однако чуткий контроль не помешает: многие харперы охотно дают частные уроки, а в МКИМ у Михаила Владимирова есть даже бесплатные ознакомительные занятия. При выборе гармоники знатоки не советуют покупать дорогие модели. Новичок вряд ли почувствует разницу, а неумелое обращение приведет к расшатыванию язычков. Не советуют покупать и китайскую дешевку. Лучше остановиться на несложной диатонической гармошке с 10 отверстиями. Сомнения по поводу материала корпуса в 1997 году развеял эксперимент Верна Смита: аудитория, которой предложили на слух определить, из чего сделан корпус гармоники, не нашла никакой разницы. Здесь важнее соображения ухода: деревянный харп разбухает от влажности и трескается от жары, у пластика этих проблем нет – его можно мыть, хотя кипятить все же не стоит.

Цены на харпы колеблются от 15–20 долларов за простенькую модель для начинающих до 250–300 за раритеты. Самая дорогая из общедоступных – особая хроматическая гармоника «Meisterklasse» фирмы «Hohner» созданная в конце 1990-х специально для исполнения классической музыки (примерно 500 долларов). В целом производители не заинтересованы в выпуске долговечных инструментов. Средний срок службы харпа – пять лет, после начинают возникать проблемы, например выпадение язычков. Бывают жуткие, когда оторвавшийся язычок попал прямо в гортань. Хорошо, что удалось вовремя прокашляться.

Зарядка для языка

 

Научиться играть на гармонике проще, чем на тромбоне, и все же не стоит обольщаться. Помимо слуха и чувства ритма, времени, терпения и настойчивости понадобится умение дышать не легкими, а диафрагмой. Важную роль играет мышечная память губ и языка. Важные подручные средства – зеркало и магнитофон. Магнитофон поможет услышать звуки со стороны. С помощью зеркала будет идти борьба за вертикальную форму губ, необходимую для извлечения ноты. Зеркало позволит следить за тем, чтобы во время перехода от одного отверстия к другому игрец перемещал гармонику, а не голову. Труден лишь первый шаг. Только для извлечения одной ноты есть целых три способа. Самый простой – сворачивание губ трубочкой. Во втором идет в дело язык: закрыв им несколько отверстий, нужно одно оставить свободным. Третий же способ осилят далеко не все – для этого язык придется свернуть в трубочку. Неспроста ведь говорят, что харперы целуются лучше всех на свете.

Вместе весело шагать с микрофоном.  Гармошек целый чемодан.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)

Сколько стоит обучение игре на губной гармонике

Тип занятий Стоимость (руб.)
Частный урок 500 – 600/1,5 часа
Московский колледж импровизационной музыки 3000/месяц

Московские цены на губные гармоники

Название модели Стоимость (руб.)
Hohner Alabama Blues MS 430
Lee Oskar Melody Maker 950
Hohner Golden Melody Tremolo 1550
Tombo Folk Young 2220
Tombo Unichromatic Gold 5000

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
556
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
568
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
760
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
545

Другие новости