0
711
Газета Антиквариат Печатная версия

16.11.2001

Рабин в Швейцарии и Кандинский в Америке

Тэги: лондон, осенние, торги


В преддверии традиционных осенних лондонских торгов русского искусства, являющихся основным источником произведений, и в первую очередь живописи, для пополнения собраний отечественных коллекционеров, хотелось бы еще раз напомнить русским собирателям, что пополнять свои коллекции они могут не только покупая у Сотбис и Кристис в Лондоне два раза в год, но и используя другие возможности, предоставляемые мировым аукционным рынком.

"НГ" не раз писала об аукционах "Russische Kunst" в Вене у Доротеума. Однако этой осенью, впервые за три года существования этого аукциона, Доротеум не будет проводить своих торгов русского искусства в середине ноября. Надеемся, что не по причине приватизации знаменитого австрийского дома - крупнейшего в Центральной Европе и шестого в мировой табели о рангах. Скорее по причине недостаточного предложения. Как объяснили автору этих строк в Доротеуме, весенний - в 2002 г. - аукцион "Русское искусство" должен состояться.

Мы также не раз писали о том, что в интересах коллекционера не ограничиваться изучением каталогов аукционов, специализирующихся на проведении русских торгов, а по возможности и заглядывать в каталоги аукционов в сопредельных категориях. Что может быть не менее полезным занятием, чем изучение каталогов "Russian Sales". А иногда и занятием, приносящим настоящие сюрпризы. Как это и случилось, например, в конце октября в Швейцарии. Каталог аукционного дома "Добьяшовский" (Берн), специализирующийся на протяжении вот уже 30 лет на продаже картин (преимущественно швейцарских художников), содержал несколько лотов русского происхождения, среди которых несомненно наиболее интересным было полотно известного русского художника-нонконформиста, с 1978 г. живущего и работающего в Париже, Оскара Рабина. Заметим попутно, что оно было и самым дорогим по оценке - 5 тыс. шв. фр. "Церковь Покрова Богородицы на Нерли" (х, м; 88,5х61), как об этом свидетельствует авторская подпись по-русски вверху, на обратной стороне холста, в каталоге значилось как "Orthodoxe Kapelle bei Nacht"", или в вольном переводе "Православная церковь ночью". Написанная в 1965 г., т.е. практически в начале расцвета творчества этого незаурядного живописца, в традиционной для мастера черно-серебристой цветовой гамме, картина как бы выпадает - по сюжету - из лианозовско-барачно-селедочно-водочных-паспортных мотивов художника, принесших ему известность в 60-70-е годы. И я бы сказал, как бы предваряя их. Как удалось установить, эта картина, возможно участвовала в выставке 16-ти советских художников - одной из первых такого рода - в 1966 г. в Сопоте и Познани в Польше. Возможно, что и сюжет был выбран по этому случаю "выездной". Ведь это был период начала хрущевской оттепели. Но самым главным было то, что сам Оскар Яковлевич Рабин подтвердил автору этой статьи, что им действительно была написана в 1965 г. такая картина. Поэтому когда пришел день аукциона, картина эта была куплена за 4 тыс. шв. фр., а вместе с 20% комиссионных ее цена составила 4 800 шв. фр. Весной 2001 г. в одной из парижских галерей (Galerie Eric de Montbel) проходила выставка картин Рабина (работы 1990-2001 гг.). Цены на них были от 7 до 25 тыс. шв. фр. Так что, учитывая ранний период создания, обошелся Рабин вашему автору сравнительно недорого.

В Берне также продавался Анатолий Зверев 1984 г. - странный голубовато-белый пейзаж, написанный за два года до смерти художника (49,5х56) и оцененный всего в 1 900 шв. фр. На аукционе покупателя на нее не нашлось. Было несколько натюрмортов Федора Стравинского (Санкт-Петербург, 1907 - Женева, 1989), один из которых, "Кубистский натюрморт" оценивался в 1 300 шв. фр. Редко встречающийся на аукционном рынке Александр Бенуа ди Стетто (Санкт-Петербург, 1898 - Женева, 1979), художник, практически неизвестный в России, был представлен замечательной акварелью "Вид на собор Святого Петра в Женеве" (41х35,5), которая была куплена всего за 330 шв. фр. Были также графические работы Н. Гончаровой и М. Ларионова, М. Шагала, С. Делонэ и О. Цадкина. Рисунки В. Лебедева и работы современных молодых художников из России (оценка от нескольких сот до двух тысяч франков). Десяток икон, датируемых от начала XVII до конца XIX века, с оценкой от 950 до 10 тыс. франков. И коллекция (9 предметов) русских дореволюционных орденов, оцененная в 2 400 и проданная за 3 400 фр. Всего же на аукционе, который проходил с 7-го по 10-е ноября предлагалось к продаже около 3 500 лотов.

На несколько порядков выше были цены на произведения русских художников у лидеров мирового аукционного рынка Сотбис и Филлипс, де Пюри и Люксембург, проводивших свои аукционы в начале ноября в Нью-Йорке и Лондоне. Впервые Сотбис включил в свой нью-йоркский аукцион "Европейское искусство XIX века" 16 (!) произведений русских художников - от Айвазовского до А. Ткачева. 13 лотов были с успехом проданы. Также впервые Константин Маковский "обошел" Айвазовского. "Боярыня" первого (х, м; 94х67; 1885), оцененная в 70-90 тыс. долл., сменила владельца за 154 255 долл. Айвазовский же ушел "всего" за 126 750 долл. ("Спасение"; х, м; 73х94; 1872) и 110 тысяч ("Кораблекрушение"; х, м; 77х102; 1852). Третий же Айвазовский - "Лунная ночь в Крыму" (х, м; 46х74; 1885), оцененный в 120-180 тыс. долл., остался не проданным. Очевидно, по причине высокого резерва, установленного продавцом. Рекордной цены достигла скульптура "Богатырь" работы Лансере (бронза; высота 86,4), - оцененный в 15-20 тыс., он обошелся новому владельцу в 35 250 долл.! И наконец еще один сюрприз - впервые картины художников-реалистов советского периода были проданы по ценам, превосходящим достаточно высокие каталожные оценки. "Академические дачи" (картон, м; 31х70) Николая Тимкова (1912-1993), оцененные в 30-40 тыс., были куплены за 50 200 (!) долл. "Пастушок" (х, м; 70х60) одного из братьев Ткачевых - Алексея (родился в 1922) при оценке в 40-60 тыс., был куплен за 75 500 долл.(!!). Были проданы также два эскиза костюмов Бакста (41 и 87 тыс. долл.), "Элегантный натюрморт" Исупова - за 14 400, бронза Лансере "Арабская фантазия" тоже за 14 400, лесной пейзаж (66х84) Клевера-сына за 8 400. Наконец, конный портрет Николая II К. Маковского (бум., пастель; 55х46) - 44 450 долл.

Еще дороже продавались у ФПЛ в Нью-Йорке 5 октября произведения Кандинского (4 500 000 долл.), Сутина (1 600 000 долл.), Явленского (360 и 400 тыс. долл.), скульптуры Липшица (650 тыс.), Цадкина, Певзнера и Габо (120, 240 и 210 тыс. долл. соответственно). Рисунки Кандинского и масло Явленского также продавались в рамках аукциона "German and Austrian Art" у Сотбис в Лондоне 10 октября. Разумеется, на этих аукционах далеко не каждый может покупать. Хотя, насколько известно автору, наиболее стоящие вещи на этих аукционах иногда приобретаются заинтересованными коллекционерами. Но это пока случается крайне редко.

Разумеется "отслеживать" произведения русского искусства на мировом рынке занятие не из легких, требующее не только хорошего знания этого рынка, но и отнимающее гораздо больше времени, по сравнению с покупками на специализированных русских торгах Сотбис и Кристис. Но возможность открытия, находок и - если повезет - выгодных приобретений в таком случае гораздо более высока. Не говоря уже о том удовольствии, которое получает каждый собиратель, реализуя эту возможность.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы

Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы

Ирина Дронина

Италия присоединяется к британской программе создания истребителя Tempest

0
1310
В Лондоне прошла оборонная выставка DSEI-2019

В Лондоне прошла оборонная выставка DSEI-2019

Ирина Дронина

Великобритания рассчитывает на взаимодействие со стратегическими партнерами

0
1437
У них

У них

0
333
В Лондоне в 53-й раз прошел карнавал, считающийся крупнейшим в Европе и вторым в мире

В Лондоне в 53-й раз прошел карнавал, считающийся крупнейшим в Европе и вторым в мире

0
667

Другие новости

Загрузка...
24smi.org