0
878
Газета Антиквариат Интернет-версия

19.04.2002 00:00:00

Серебрякова на фоне Фаберже

Тэги: ньюйорк, кристис, фаберже, зимнее яйцо


Когда в пятницу на Страстной неделе 1913 года придворный ювелир, мануфактур-советник 67-летний Карл Фаберже вручал императору Николаю II пасхальные подарки - для императрицы Александры Федоровны яйцо, посвященное 300-летию дома Романовых (ныне в Кремлевской коллекции), а для матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, "Зимнее яйцо", он не мог предположить судьбы, им уготованной. Как не могла себе представить замечательная русская художница 28-летняя Зинаида Серебрякова, написавшая в том же 1913 году портрет своей сестры Екатерины (в замужестве Зеленковой), судьбы своего полотна.

90 лет спустя "Зимнее яйцо" Фаберже и полотно Серебряковой неведомым капризом судьбы встретились в Нью-Йорке, в Рокфеллеровском центре на аукционе Кристис, который будет открываться в 10 часов утра продажей одного из самых изысканных и поэтических, одного из самых русских пасхальных яиц Фаберже.

"Зимнее яйцо" (высота с подставкой 14,2 см, высота самого яйца - 10,2, высота "сюрприза" - 8,2, выполненное Альбертом Хольстремом по эскизу 23-летней Альмы Терезии Пиль, приходившейся племянницей Хольстрему), проданное в конце 20-х годов советским правительством лондонским антикварам, впервые появилось на публичных торгах у Сотбис в 1949 г., где оно было приобретено за 1 700 фунтов стерлингов (4 760 долл.). 45 лет спустя, в 1994 г. ваш автор явился свидетелем его второго появления на аукционе - но в этот раз уже у Кристис в Женеве, где оно было приобретено анонимным покупателем за 7 263 500 шв. фр. (5 587 308 долл.). Что явилось самой высокой ценой, когда бы то ни было уплаченной на аукционах за произведение знаменитого русского ювелира Карла Фаберже. В этом же 1994 году 17 мая на аукционе Кристис также в Женеве продавались два других пасхальных яйца Фаберже - "Яблоневый цвет" 1901 г. и "Льдинка Нобеля" 1910 г., за которые было уплачено соответственно 1 213 791 шв. фр. (566 791 фунт) и 311 500 шв. фр. (145 493 фунта). Разница в цене между императорскими и прочими пасхальными яйцами Фаберже говорит сама за себя. После 1994 года на публичных аукционах пасхальные яйца Фаберже не продавались. Выставленное известной Нью-Йоркской галереей "A la Vieille Russie" в январе этого года на Зимней ярмарке антиквариата в Нью-Йорке пасхальное яйцо "Рококо", выполненное по заказу русского промышленника Кельха, можно было приобрести за 3,2 млн. долл. Заметим попутно, что "Зимнее яйцо" является самым дорогим из 50 императорских пасхальных яиц, вышедших из мастерских Фаберже с 1885 по 1916 г. За него было уплачено в 1913 г. 24 600 рублей. Для сравнения заметим, что пасхальное яйцо "300-летие дома Романовых" стоило 21 300 рублей. И это несмотря на то что "Зимнее яйцо", в том, что касается сюрприза, отнюдь не было оригинальным. Пасхальное яйцо "Весенние цветы", подаренное императором Александром III императрице Марии Федоровне в 1890 г., в качестве сюрприза также имело платиновую корзиночку с анемонами, выполненными из белого кварца и нефрита.

19 апреля 2002 г. Кристис рассчитывает продать этот шедевр русского ювелирного искусства, украшенный более чем 3000 алмазами и бриллиантами, в пределах 4-6 млн. долл.

В отличие от работ Фаберже, которые на протяжении вот уже нескольких десятилетий являются неотъемлемой частью мирового аукционного рынка (также 19 апреля Кристис будет продавать около 70 Фаберже из коллекции Форбса), произведения замечательной русской художницы Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (урожденной Лансере) стали появляться на аукционах всего несколько лет назад. И, появившись, сразу же привлекли к себе внимание коллекционеров, в том числе из России, готовых платить за ее полотна суммы, во много раз превышавшие каталожные оценки. Буквально за три года Серебрякова стала одним из самых дорогих русских художников. Напомним, что 20 ноября прошлого года ее "Баня" парижского периода (1926 г.) была продана за 443,5 тыс. фунтов (626 тыс. долл.). А два других произведения были проданы за более чем 200 тыс. фунтов (т.е. около 300 тыс. долл. за каждое). До настоящего времени полотна Серебряковой продавались на аукционах Сотбис в Лондоне в рамках "Русских торгов". 19 апреля состоится двойной дебют Зинаиды Серебряковой. Впервые ее полотно ("Портрет Екатерины Зеленцовой"; х/м; 1913; 100х79) выставляется на продажу у Кристис. И впервые - в Нью-Йорке. Правда, в рамках аукциона "Important Silver, Objects of Vertu and Russian Works of Art", более известного любителям русского искусства как аукцион преимущественно декоративно-прикладного искусства. Поэтому многие поклонники таланта Серебряковой могли и не заглянуть в этот каталог. И упустить редкую возможность, оцененную экспертами Кристис в 300-500 тыс. долл. - более чем какой бы то ни было другой из почти 100 лотов живописного раздела апрельского аукциона.

Очевидно, не последнюю роль при оценке сыграло то обстоятельство, что впервые на мировом рынке появляется Серебрякова "русского" периода, находившаяся к тому же до недавнего времени в частной коллекции в России. О последнем, правда, в каталоге не упоминается. Как не упоминается и о том, что в 1913 г. Серебряковой было написано два портрета сестры Екатерины (находившиеся в частном собрании в России) и что на известном полотне 1911 г. "Купальщица", в 1912-м приобретенным с выставки "Мир искусства" для Русского музея, моделью также служила сестра Екатерина. Задуманные как камерные полотна 1911 и 1913 гг. поражают своим классическим монументализмом, как бы предвосхищая работы Пикассо периода 20-х годов. С той разницей, что у Серебряковой монументализм как бы одухотворенный, изысканный, не энгровский, как у испанского художника, а скорее эллинистический.

Предстоящие торги, а точнее, их результаты, послужат важным показателем развития международного рынка русского искусства и его состояния на данный момент. Особенно продажа двух произведений, о которых шла речь выше, созданных в России в 1913 году и волей случая встретившихся, чтобы снова разойтись (кто знает, может, по русским коллекциям) на нью-йоркском аукционе Кристис.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1086
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1300
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1555
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1123

Другие новости