0
842
Газета Антиквариат Интернет-версия

26.10.2007 00:00:00

Топ-лот на оба ваших дома

Тэги: sothebys, аукцион


После открытия представительства Sotheby's в Москве в мае этого года все с нетерпением ждали, когда же проявит себя его главный конкурент – аукционный дом Christie's. На рынке русского искусства Sotheby's пока лидирует, но, учитывая то, что интерес российских покупателей постепенно переключается и на другие разделы искусства, борьба за российский капитал еще предстоит.

Чтобы максимально привлечь внимание к открытию представительства Christie's, был выбран практически беспроигрышный ход – устроить презентацию в Доме Пашкова, который после долгой реставрации готовится наконец принимать посетителей. Christie's также привез предаукционную выставку, которую, правда, показывал всего два дня, и попасть на нее было намного труднее, чем в Исторический музей, где полгода назад любовались шедеврами Sotheby's.

В отличие от Исторического музея главный зал Дома Пашкова предназначен для чего угодно, но только не для экспонирования живописи. Просто потому, что большую часть стен занимают огромные окна с видом на Кремль. Так что для шедевров пришлось построить специальные конструкции, причудливым лабиринтом разрезавшие роскошный зал. Признаться, грустно было видеть столь впечатляющие шедевры на картонных стеночках.

Несмотря на то что полгода назад Sotheby's привез выставку, на которой сочетались работы русских художников, импрессионистов, мастеров современного искусства, она все же выглядела более цельной, нежели экспозиция в Доме Пашкова. То ли в самом деле место для экспонирования не очень подходящее, то ли вещи слишком уж разнородные и несопоставимые.

Christie's привез топ-лоты сразу четырех аукционов, которые проведет до конца года, – «Старые мастера» и «Русское искусство» в Лондоне, «Импрессионисты» и «Современное искусство» в Нью-Йорке.

Разумеется, направляясь в Россию, нельзя было не привезти в первую очередь русские вещи. Несмотря на наметившийся интерес к другим разделам, национальное искусство у нас покупали, покупают и будут покупать. И хотя на ноябрьскую Русскую неделю в Лондон все равно поедут, так что особенно заманивать и не нужно, главные лоты все же привезли. Представлены два главных художника-рекордсмена прошлых торгов – Константин Сомов (работа «Отдых путника» 1939 года, эстимейт 300–500 тыс. фунтов) и Наталья Гончарова (редкий ранний натюрморт импрессионистического периода, эстимейт 700–900 тыс. фунтов). Приехал также редкий и очень качественный портрет писателя Александра Тихонова кисти Юрия Анненкова, сочетающий в себе кубистическую живопись, коллаж и гипсовое моделирование (эстимейт 900 тыс. – 1 млн. 200 тыс. фунтов).

В центре – роскошная редкость, так называемое Ротшильдовское яйцо. Изготовленное фирмой Карла Фаберже в 1902 году, оно относится к 12 известным яйцам высочайшего качества, изготовленным для частных лиц (все остальные яйца такого уровня создавались только для императорской фамилии). Покрытое розовой эмалью, яйцо сочетает в себе часы и механический сюрприз – усыпанного бриллиантами петушка, который кукарекает и хлопает крыльями каждый час (эстимейт 6–9 млн. фунтов).

Но если русское искусство представлено скорее в качестве лакомства, то остальные вещи – это своеобразные точечные пробы, исследование, что же еще способно заинтересовать небедного российского покупателя. А заодно возможность заявить, что, чтобы этот покупатель ни выбрал, у нас найдется все и самое лучшее. Поэтому калейдоскоп получился удивительный.

Главный шедевр раздела старых мастеров – «Святая Пракседа» Яна Вермеера, на настоящий момент одна из двух работ мастера, хранящихся в частных собраниях. По разным оценкам исследователей, в мире вообще насчитывается не больше 40 произведений Вермеера, почти все они находятся в музейных собраниях (в основном европейских, а в российских нет ни одного). «Святая Пракседа» удивительна еще и тем, что это одна из самых ранних картин художника, в которых отмечается влияние итальянского барокко (эстимейт 12 млн. долл.).

Другая значительная вещь раздела – «Этюд молодого человека» Питера Пауля Рубенса. Он был написан художником в качестве эскиза изображения одного из волхвов в композиции «Поклонение волхвов», хранящейся ныне в музее Лиона.

Один из самых доходных и успешных разделов искусства – импрессионисты и модернисты, а художники, чьи работы были представлены в Доме Пашкова, – лидеры международных продаж. Две работы Амедео Модильяни, одна из которых – портрет Оскара Мещанинова, скульптора русского происхождения, переселившегося из Витебска на Монпарнас (эстимейт 18–25 млн. долл.). Знаковая работа Анри Матисса «Одалиска. Голубая гармония» 1937 года изображает подругу художника Лидию Делекторскую (эстимейт 15–20 млн. долл.). Здесь же работы Пабло Пикассо, Камиля Писсарро, Поля Гогена.

Наконец, современное искусство, которое не могло обойтись без самого дорогого послевоенного художника Энди Уорхола (одно из шелкографических изображений Элизабет Тейлор, эстимейт 25 млн. долл.). А вот работы китайских художников в этом окружении вызвали откровенное недоумение – несмотря на то что китайское современное искусство сейчас стремительно развивается, для российского коллекционера это пока слишком экзотичный и малопривлекательный раздел.

«Ротшильдовское» яйцо по праву стало центром экспозиции.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)═
Константин Сомов. «Отдых путника». 1939 год. Аукцион «Русское искусство».═
Анри Матисс. Одалиска. Голубая гармония. 1937 год. Аукцион «Произведения импрессионистов и модернистов».═ Ян Вермеер. «Святая Пракседа». Около 1655 года. Аукцион «Произведения старых мастеров».
Фото предоставлено Christie’s

Под такую мешанину, конечно, подыскали и культурно-исторический повод. В располагавшемся некогда в Доме Пашкова Румянцевском музее вполне гармонично сочетались произведения русских художников и западноевропейских, этнографические коллекции и собрания декоративно-прикладного искусства. Румянцевский музей вообще часто вспоминали на открытии выставки, стараясь, видимо, смягчить ситуацию. Согласитесь, что все-таки это странно. Шедевр Василия Баженова, некогда один из лучших московских музеев, знаменитое классицистическое здание, 20 лет ожидавшее своего возрождения. И открывается оно коммерческой выставкой частной иностранной компании вместо, скажем, какой-нибудь экспозиции, посвященной истории и жизни места. Поэтому Дом Пашкова хвалили все наперебой, а его нынешней владелице – Российской Государственной библиотеке в лице ее директора Виктора Федорова – презентовали часть наборного экземпляра знаменитых бунинских «Темных аллей», по которому книга впервые была выпущена в Нью-Йорке в 1943 году.

Что же касается самого представительства, к открытию которого была приурочена выставка, то о нем говорили мало. Где оно будет располагаться, когда начнет функционировать, пока не понятно. А о том, что его руководителем станет Анна Белорусова, многие и так знали давно, благо что Анна уже много лет представляет интересы Christie's в России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
784
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1333
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
972
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
510

Другие новости