0
772
Газета Антиквариат Интернет-версия

07.11.2008 00:00:00

Проверка цены и качества

Тэги: аукцион, торги


В минувший понедельник в Нью-Йорке прошли вечерние торги произведениями импрессионистов и модернистов аукционного дома Sotheby’s, «святая святых» рынка старого искусства. Торги импрессионистов всегда самые престижные и интригующие, но нынешние ждали особенно – они должны были стать настоящей проверкой рынка на прочность и, возможно, самыми непростыми торгами начиная с кризисного 1990 года. В итоге – 223 млн. долл., 65% проданных лотов и четыре ценовых рекорда. По сравнению с предыдущими торгами такого уровня – результат совсем не блестящий, но при новом положении рынка торги Sotheby’s можно расценить не просто как успешные, но и как очень показательные. Рынок старого искусства испытание, кажется, выдержал, а его привлекательность была доказана многочисленными анонимными участниками аукциона, торговавшимися за главные лоты по телефону. Но пересмотр цен даже на произведения высшей категории неизбежен.

Для российского рынка эти торги стали особенными еще и потому, что на них было выставлено сразу 12 лотов русского искусства, принадлежащих семи авторам, и в первую очередь «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. Полотно еще несколько месяцев назад было заявлено как главный лот торгов. От него ждали рекорда, что, впрочем, неудивительно, ведь Малевич на торгах появляется крайне и крайне редко, а последний рекорд в 17 млн. долл. был установлен на другую его супрематическую композицию на аукционе Phillips в Нью-Йорке в 2000 году.

Нынешнее полотно написано в 1916 году и является характернейшим произведением изобретателя супрематизма. Малевич показывал эту работу на персональной выставке в Москве, а в 1927 году увез на гастроли в Берлин, где временно оставил на хранение друзьям, рассчитывая забрать позже. Однако в Европу художник не вернулся – в 1935 году Малевича не стало. Позже работа вместе с другими была приобретена амстердамским музеем Stedelijk, а в 2004 году многочисленные наследники Малевича подали коллективный иск, желая вернуть работы великого предка. Иск был частично удовлетворен, и «Супрематическая композиция» из музея оказалась на аукционе.

Торги начались с 49 млн. долл. и остановились на сумме в 53,5 млн., что вместе с процентом аукционного дома как раз равняется тем самым 60 млн. долл., которые Sotheby’s рассчитывал получить за редчайшее произведение. Теперь Малевич – самый дорогой русский художник: цена «Супрематической композиции» почти в три раза превзошла стоимость «Фуги» Кандинского, с 1990 года прочно занимавшей первую позицию в рейтинге аукционных продаж русского искусства. Имя покупателя не разглашается.

Из русских работ неплохо продались еще семь, а полотно Бориса Григорьева с изображением поэта Николая Клюева в образе пастыря установило рекорд на живопись художника. Работа, относящаяся к знаменитой серии «Расея», была оценена в 2,5–3,5 млн. долл. и продана за 3,7 млн. долл.

Два других достижения торгов – рекордные продажи полотна Эдварда Мунка «Вампир» и пастели «Отдыхающая танцовщица» Эдгара Дега. «Вампир», написанный в 1894 году, превзошел недавний рекорд художника – в мае этого года «Девушки на мосту» были проданы на торгах Sotheby’s за 30,8 млн. долл. Нынешняя работа, относящаяся к знаменитому циклу «Фриз жизни», куда входят также прославленные «Крик» и «Мадонна», была приобретена неизвестным покупателем за 38 млн. долл. Типичная по сюжету, но редкая по качеству «Танцовщица» Дега куплена за 37 млн. долл. Она стала самым дорогим графическим произведением, когда-либо проданным на торгах.

В рамках эстимейтов, не превышавших 8 млн. долл., были проданы работы Гриса, Ренуара, Тулуз-Лотрека, Матисса. В то же время более дорогие произведения Модильяни, Сезанна и Моне (эстимейты в пределах 12–25 млн. долл.) востребованы не были. Так же как и многие сравнительно недорогие вещи, либо не проданные, либо проданные значительно ниже оценочной стоимости. Эксперты предполагают, что на результаты торгов отчасти повлияли выборы президента США (хотя, по информации Sotheby’s, среди участников аукциона было много американских покупателей). Но все же главный катализатор происходящих перемен – кризис, который вывел с рынка большую массу неопытных покупателей, ранее азартно повышавших цены до абсурдных величин. Оставшиеся на рынке коллекционеры и инвесторы имеют сейчас возможность снизить ценовую планку как в целом на рынке, так и на творчество отдельных авторов. Аукционным домам, в свою очередь, придется пресекать чрезмерно завышенные претензии комитентов, выставляющих вещи на торги.

О результатах торгов импрессионистов и модернистов главного конкурента Sotheby’s – дома Сhristie’s – в следующем номере «НГ-антракта».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
992
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
902
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1670
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
760

Другие новости