0
825
Газета Антиквариат Интернет-версия

05.12.2008 00:00:00

Иллюзия стабильности, или От истерики к разумному балансу

Тэги: лондон, торги, россия, искусство


лондон, торги, россия, искусство Для молодого российского арт-рынка этот кризис первый.
Фото Reuters

Рост мирового арт-рынка традиционно отсчитывается от кризиса 1990–1991 года, когда японские коллекционеры, впервые появившиеся на рынке, стали скупать импрессионистов и постимпрессионистов, поднимая цены до безумия. Когда эйфория закончилась и эта категория покупателей схлынула так же внезапно, как появилась, разразился кризис. Зато после него кривая арт-рынка шла только вверх. Рост же продаж русского искусства берет начало с финансового кризиса 1998 года. За эти несколько лет на арт-рынке появилось столько нефтяных русских денег, что финансовые чудачества русских покупателей успели обрасти легендами.

И вот – новый кризис. И смелые надежды, что заокеанская напасть нас уж точно не коснется. Хотя на самом деле для молодого российского арт-рынка этот кризис первый, а значит, ожидать можно чего угодно. В этом смысле главным показателем состояния дел должна была стать Неделя русских торгов в Лондоне, результаты которой подвели аукционные дома.

На первый взгляд исходя из официальных цифр все выглядит не так уж и страшно. Так, Sotheby’s объявил о девяти ценовых рекордах, пяти лотах, проданных дороже миллиона фунтов и 136 млн. фунтов по итогам русских торгов за год. Последняя цифра шокирует – для сравнения: за 2005 год Sotheby’s продал русского искусства на сумму 56 млн. фунтов, в 2006-м – 82 млн. фунтов, в 2007 году – на 89 млн. фунтов (не включая громкую продажу коллекции Ростроповича–Вишневской). Вот в условиях кризиса Sotheby’s решил схитрить: в итоговые результаты за год включили продажи русских произведений на торгах импрессионистов и модернистов, в том числе полотно Каземира Малевича, а это уже 60 млн. долл. Такое может случиться, пожалуй, только с русским искусством – никому не придет в голову вычленять французов или немцев из результатов торгов импрессионистов.

Сами же ноябрьские русские торги принесли Sotheby’s только 25 млн. фунтов, что близко к результатам 2005 и 2006 годов (около 22 млн. фунтов за каждый год). Год назад эта же сумма равнялась почти 39 млн. фунтов. Результаты Christie’s еще более скромны и также находятся на уровне 2006 года – 13,7 млн. фунтов за ноябрьскую неделю и 37,5 млн. фунтов по результатам года. По подсчетам ARTinvestment.ru, по результатам всех торгов Русской недели было продано около 43% выставленных лотов на общую сумму 44 млн. фунтов.

Эта иллюзия стабильности обеспечила на торгах вполне здоровую психологическую атмосферу, что для арт-рынка почти так же важно, как и финансовые показатели. Вещи действительно покупались, но при сильном снижении цен. Что и является главным симптомом кризиса. Никто больше не готов платить не оправданно большие деньги даже за очень хорошие работы, не говоря уж о средних и дешевых вещах, на которых спроса на торгах вообще не было.

Очевидно, что такая ситуация на рынке вынудит в дальнейшем аукционные дома укрощать аппетиты продавцов и снижать эстимейты. О том, что это будет происходить, впервые официально заявил глава русского отдела Christie’s Алексис Тизенгаузен агентству Bloomberg – раньше аукционные дома от подобных комментариев воздерживались.

Несмотря на то что даже дорогие произведения сейчас сильно падают в цене, искусство, по мнению специалистов, остается хорошей инвестицией, с той лишь оговоркой, что инвестиция эта долгосрочная – кризис когда-нибудь минует и цены на искусство неизбежно начнут расти. А сейчас как раз подходящий момент для того, чтобы купить качественные работы важнейших авторов по скромным ценам. Недаром на торгах дилеры приобретали для своих клиентов Ларионова, Гончарову, Рериха – все то, что в любом случае будет востребовано. Кроме того, продавцы уже после торгов соглашались на уступки и работы продавались через частные сделки.

В целом можно смело говорить о том, что падения русского арт-рынка не произошло, испытания он выдержал. Стал более вдумчивым и избирательным, перестал сорить деньгами, наконец начал нащупывать разумный баланс между ценами и реальной исторической и эстетической значимостью выставленных на продажу работ. То есть тенденции все-таки положительные.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
230
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
283
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
237
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
201

Другие новости