0
6017
Газета Антиквариат Интернет-версия

06.09.2013 00:01:05

Династия в лицах

Тэги: исторический музей, выставка, романовы


исторический музей, выставка, романовы Куратор выставки Евгений Лукьянов вглядывается в портрет императрицы Марии Александровны. Фото автора

Вслед за «отгремевшими» выставками, посвященными юбилею Отечественной войны 1812 года, текущий год в крупных музеях во многом поделен между 400-летием царствования Романовых и мероприятиями российско-голландской тематики. Исторический музей одним из первых в Москве начинает новый выставочный сезон, открываясь масштабным проектом «Романовы. Портрет династии». Последний раз подобные мероприятия, по размаху сопоставимые с общегосударственным праздником,  проходили ровно сто лет назад, в 1913 году.  Октябрьская революция и последующие годы правления Советов это событие по известным причинам игнорировали.  

Юбилей венценосного дома в ГИМе решили отметить своими силами, не привлекая сторонние музеи.  Лишенный парадных интерьеров Государственного Эрмитажа или Русского музея, бывший музей Ленина, к счастью, смог преодолеть аскетизм помещения. Удачно подобранный тон стен уместен для экспонирования произведения любой эпохи. Справедливо решив, что раз род Романовых с 1613 года стал одним из главных «объектов» изобразительного искусства, из запасников извлекли порядка 400 произведений живописи, скульптуры, графики, миниатюры, фотографического искусства –  все то, что запечатлело лица и деяния представителей правящей династии за три столетия ее правления. 

Куратор выставки Евгений Лукьянов рассказывает:  «Мы стремились показать все разнообразие иконографии Романовых. Многие из представленных портретов, особенно это касается миниатюр и фотографий, экспонируются впервые». 

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство подвело черту под периодом Смутного времени на Руси. Кандидатура молодого боярина устроила все стороны, на руку сыграло и родство древнего рода с царем Федором Иоанновичем – последним из Рюриковичей. 

В Историческом музее придерживаются хронологии. Первые изображения новоизбранного монарха – конные портреты царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича на золотом фоне. Следом идут представительные живописные портреты, в центре зала – сильный и независимый Петр I. 

Прижизненная гравюра работы Пикарта «Портрет царя Петра Алексеевича на фоне Баталии» вообще уникальный отпечаток, он существует в единственном  экземпляре. 

Пройдя мимо экспонатов не особенно популярного в народе времени правления Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны, встречаешься с роскошью второй половины XVIII века. Для интересующихся модой и аксессуарами интересным занятием станет рассматривание знаменитых романовских украшений – сапфировой диадемы, брошей, фермуаров, жемчужных и бриллиантовых ожерелий, они украшают императриц, также возможно проследить изменение покроя платьев первых лиц страны.

В разное время менялся и подход к изображению монаршей особы. Кокетство и празднества расточительной Елизаветы Петровны сменились царственным покровительством и легкой приветливостью Екатерины II, запечатленной Федором Рокотовым на большом парадном портрете. Весьма разнообразна иконография императора Александра I, прозванного Благословенным, и его супруги Елизаветы Алексеевны, первой красавицы того времени, «нежной Психеи», красотой которой восхищался Александр Пушкин. 

Выставка во многом – это история одной большой семьи, которой волей судьбы выпало счастье или, наоборот, несчастье править Россией. Однако семейной теплоты здесь мало, все-таки официальный статус правителей обязывал. В большинстве своем только в годы правления Николая I появились запечатленные художниками трогательные семейные сценки, нежные детские акварельные портреты кисти Владимира Гау и Петра Соколова.

Развитие изображений шло в ногу с прогрессом, немногочисленные ранее Романовы начиная с большой семьи Николая I значительно разрослись. Увеличивалась и иконография ее представителей: в великих князьях времени Александра III и Николая II уже тогда было трудно разобраться.  Здесь очень кстати окажется расположенное в центре экспозиции большое изображение родословного древа: сверяясь с ним, еще можно выяснить, кто кому кем приходился. 

Благодаря возможности тиражирования гравюра долгое время главенствовала в распространении образа государя среди его подданных. Художник Иван Крамской официально, будучи передвижником, продолжал печатать офорты с изображением царя. На недоуменный вопрос своего друга Павла Третьякова художник цинично ответил: «Во всякие времена царский портрет представлял кредитный билет». И успешно продавал их по 100 руб. за оттиск.

Ореол божественности, окутывавший монаршую династию несколько веков, постепенно рассеивается во второй половине XIX века. К гравированным листам с обликом царя присоединилась тиражная фотография, на которой недоступные и овеянные легендами цари вдруг стали казаться земными жителями.  

На выставке представлены очень редкие портреты старшего брата Александра III. Николай Александрович первоначально должен был стать следующим российским императором после своего отца Александра II. Юный цесаревич подавал большие надежды, ему уже подобрали невесту, датскую принцессу Дагмар, дело вовсю шло к свадьбе, когда в 1865 году он неожиданно скончался в Ницце от менингита. Смерть наследника престола потрясла Российскую империю и семью Романовых. К счастью, юная принцесса не отказалась от своего намерения стать российской императрицей и в итоге вышла замуж за младшего брата своего умершего жениха, впоследствии став матерью Николая II. 

 С ранних фотографических карточек, расположенных рядом, все действующие лица этой истории   улыбаются зрителям, не подозревая о тех испытаниях, что выпадут на их долю в дальнейшем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
578
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
968
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
699
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
377

Другие новости