0
8024
Газета Антиквариат Интернет-версия

28.02.2014 00:01:05

Подлинная страсть императрицы

Тэги: выставка, антиквариат


выставка, антиквариат Вашингтонскому музею Хиллвуд принадлежит самая большая коллекция русского искусства, находящаяся за пределами России. Фото с сайта www.hillwoodmuseum.org

Выставка, посвященная императрице Екатерине II, для вашингтонского музея Хиллвуд – событие ожидаемое и закономерное. Этот музей известен своей самой богатой коллекцией русского декоративно-прикладного искусства за пределами России. Основательницей  Хиллвуда считается знаковая для США фигура – Марджори Пост. В 1933 году президент Франклин Делано Рузвельт назначил мужа Марджори – мистера Джозефа Дэвиса  послом США в советской России. Посольская чета пребывала в Советском Союзе сравнительно недолгое время, но, обладая вкусом и финансовой свободой, они за короткий срок сумели приобрести значительное количество произведений русского декоративно-прикладного искусства и в итоге собрать первоклассную коллекцию.

По словам доктора Скотта Руби, одного из кураторов выставки, именно страстная любовь к коллекционированию предметов искусства объединяет этих двух знаменитых женщин своего времени – представительниц разных эпох и разных стран. Здесь ясно просматривается общее: как императрица Екатерина Великая, так и американка Марджори Пост оставили своим потомкам собрания,  которым едва ли найдутся аналоги в мире. 

Выставку можно назвать большим межмузейным проектом – в создании экспозиции поучаствовал не только сам Хиллвуд, помощь в подборе экспонатов оказал и ряд других известных американских музеев: Метрополитен в Нью-Йорке, Музей изобразительного искусства семьи Волтерс из города Балтимор, вашингтонский музей Думбартон Оакс, Музей искусства штата Джорджия,  Художественный музей из Бирмингема, а также ряд частных коллекций. 

Вообще-то музей Хиллвуд старается приурочивать подобные выставки к каким-то юбилейным датам в русской истории, но на этот раз было решено отойти от сложившейся традиции. Профессор Асен Кирин, автор  монографии о жизни «Екатерины Второй – покровительницы искусства» и куратор одноименной выставки, обратился к научным сотрудникам музея Хиллвуд с предложением провести специальную выставку, посвященную великой русской императрице, в сотрудничестве с Музеем изобразительного искусства штата Джорджия.

Что же представляют собой экспонаты этой выставки, которая в самой России никогда не демонстрировалась? На ней выставлены вещи из личной коллекции предметов искусства Екатерины II, а также произведения, которыми императрица щедро одаривала своих приближенных. 

Венценосную коллекционершу интересовали практически все виды искусства, но только самого лучшего качества. Она покупала у современных ей известных мастеров, много заказывала своим агентам  – живопись, иконы, редкие книги, предметы из фарфора и металла. 

При входе в залы – мраморный бюст Екатерины II, выполненный скульптором Федотом Шубиным. Кураторы специально установили именно эту работу Шубина на самое видное место. Талант этого мастера, выходца из простой холмогорской семьи, никогда не реализовался бы без проводимой Екатериной  политики, направленной на поддержку и покровительство людям искусства.

Судьба Шубина во многом похожа на путь Михаила Ломоносова. Он так же, как и  ученый, добрался пешком из Холмогор в Санкт-Петербург в возрасте 18 лет. Уникальные способности резчика по моржовой кости были довольно быстро оценены современниками, порекомендовавшими его для учебы в Императорской Академии художеств. 

Окончив Академию с золотой медалью, Федот Шубин отправляется в Париж и Рим, где продолжает совершенствовать свое мастерство скульптора. Приобретенный там опыт помог Шубину стать одним из самым известных российским скульпторов XVIII века.

Время правления Екатерины – господство классицизма, начало расцвета портретного искусства, на выставке – портрет самой императрицы  и портреты  приближенных к ней людей. Одно из изображений Екатерины II принадлежит кисти французского художника Мориса Фальконе, сына знаменитого скульптора Пьера Фальконе, автора памятнику Петру I «Медный всадник». 

На другом портрете изображен консул Александр Андреевич Безбородко, чью деятельность по приобретению прекрасных произведений искусства для императорского двора Екатерина очень ценила.

Оригинальная часть хиллвудской экспозиции – это коллекция дорогих подарков, которые Екатерина II щедро преподносила своим приближенным. Среди многочисленных фаворитов, окружавших в те годы императрицу, особое место занимал Григорий Орлов. 

В знак благодарности, за помощь, оказанную во время государственного переворота вошедшая на престол императрица заказала Петербургскому фарфоровому заводу подарок для Григория Орлова – знаменитый «Орловский сервиз» с золоченой монограммой «ГГО» на каждом предмете. С течением времени от сервиза осталось не так много, но  одну из его частей удачно приобрела Марджори Пост.

Щедрость к фавориту не знала границ, Григорию Орлову также досталась золотая ваза, предназначенная для ароматических смесей. Украшенная множеством бриллиантов и других драгоценных камней, она и при дневном свете, и при искусственном освещении сверкает и переливается всеми цветами радуги.

В залах представлено и несколько предметов из десертного сервиза, заказанного Екатериной на фарфоровой фабрике Гарднера. На изделиях – узнаваемая символика ордена Святого Георгия, учрежденного российской императрицей в 1769 году как знак высшей награды за военные заслуги перед Российским государством.

Любопытно, что крышку, закрывающую специальную чашечку для льда, из этого сервиза украшает изящная фарфоровая фигурка белочки с орехом. Почему же фирма Гарднер выбрала именно этого зверька для изображения на крышке? Как поясняет куратор выставки Скотт Руби, разгрызая орешки, белка много трудится – и посему бытовало мнение, что только государственные люди, способные успешно разгрызать орехи политических и военных интриг, заслуживают чести быть удостоенными ордена Святого Георгия.  

Больше всего посетителей привлекает витрина с предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными из драгоценных металлов. Все эти чаши, сосуды и ковши для Екатерина II создали лучшие золотых дел мастера своего времени. В некоторых работах четко прослеживается традиционный русский декор,  другим присущи  чисто европейские формы и орнамент.

Отдельный стенд  выставки посвящен предметам, используемым при проведении службы в Русской православной церкви, – коллекция икон, кадила и плащаница, вышитая русскими рукодельницами в XVIII веке. Поменявшая вероисповедание Екатерина II чрезвычайно почтительно относилась к православным обрядам, в ее роскошных дворцовых покоях иконы были обязательным атрибутом. 

Особое место занимают две иконы – «Казанская Богоматерь» XVII века и «Богоматерь Азовская», которая оберегала русских воинов во время битв с турками.  Один из главных экспонатов выставки – знаменитая золотая чаша, или потир, созданный мастером Иваром Венфельдтом Бухом. Украшенная камеями чаша, самая старая из которых – византийская  XIII века с изображением архангела Михаила, была преподнесена Екатериной в дар Троицкой церкви Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Камеи вообще были подлинной страстью  Екатерины. Ее коллекция камей составляла больше тысячи единиц. Иногда императрица покупала коллекции старинных камей целиком, отдельные экземпляры заказывала современным резчикам по камню. На витрине хиллвудской экспозиции разложено несколько десятков камей – как привычного размера, так и совсем крошечных, где тонкую резьбу по камню  можно рассмотреть только через специальную лупу.

Самая значительная камея носит название  «Минерва» – в честь римской богини мудрости и защитницы отечества. Эта камея – совместное творение придворного резчика по камню Карла Леберехта и невестки Екатерины Марии Федоровны. В те годы она брала уроки у Леберехта, и совместно с учителем они преподнесли свою работу императрице в день ее ангела. На камее, выполненной из стекла и сибирской яшмы, изображена сама Екатерина II в шлеме с крылатым сфинксом и лавровым венком. 

Екатерина II, известная как одна их самых просвещенных монарших особ своего времени, с самого раннего детства очень много читала. И, уже будучи императрицей, вела активную переписку с выдающимися французскими философами – Вольтером, Дидро и Монтескье.  Организаторы выставки поместили в одном из залов ее письменный стол, на котором можно увидеть оригиналы документов, написанных рукой Екатерины. 

Вообще просвещенные американцы с большим интересом относятся к эпохе царствования Екатерины II, по праву считая ее одним из самых влиятельных монархов не только в российской, но и мировой истории конца XVIII века. В Америке о ней издано много литературы – как исторической и научной, так и популярной, поэтому при музее Хиллвуд проводятся соответствующие лекции и семинары.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1149
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1020
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1946
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
866

Другие новости