0
850
Газета Печатная версия

29.06.2012

Документалистика как пересечение судеб

Тэги: кино, театр, свобода


кино, театр, свобода "Травиата" с зеркалами» в Италии, репетиционный момент.
Фото с сайта www.topzine.cz

Второй сезон на канале «Культура» в субботний прайм-тайм выходит ток-шоу «Смотрим... Обсуждаем» с Владимиром Хотиненко. Формат отчасти напоминает «Закрытый показ» – с той разницей, что показывают здесь знаменитые зарубежные документальные фильмы и обсуждаются не столько они, сколько затронутые в них проблемы. Отбираемые для показа в «Смотрим… Обсуждаем» ленты априори высокого уровня, такого же, как те, что идут на канале «24 ДОК».

Неудивительно, что и «24 ДОК», и «Культура» стали информационными спонсорами документальной программы XXXIV Московского кинофестиваля, конкурсная программа которого открылась фильмом Якуба Гейны «Театр Свободы». Это режиссерский дебют одного из лучших монтажеров Чехии, необычность которого в том, что герой фильма приходится режиссеру родным дедом. Судя по всему, Гейна задался целью воссоздать объемный портрет личности близкого человека, который еще при жизни стал легендой нации. Свобода – фамилия всемирно известного театрального художника и сценографа. В эпоху коммунистического режима Йозеф Свобода ухитрялся работать в лучших театрах мира, где творил чудеса сценографии и светописи. В его постановках не было обычных декораций – были трансформирующиеся пространства и потрясающая работа со светом. Инженер не в меньшей степени, чем сценограф, он колдовал в своем кабинете, похожем одновременно на лабораторию и слесарную мастерскую, с лампами и светом. Все это есть в фильме – старое видео, семейная хроника, кадры уникальной «Травиаты», прозванной «Травиатой» с зеркалами» – когда на пустой сцене поднимается громадное зеркало, отражающее на полу нарисованный занавес и сидящих в зале зрителей...

Фильм начинается с того, что Якуб Гейна отправляется в пражский театр, где выпрашивает из галереи великих медный бюст своего деда и отправляется с ним «в люди». Он посещает по одному друзей и коллег Свободы, первым делом сразу после приветствия выставляя этот бюст и сдергивая с него тряпку. Реакция самая разная – кто-то рассуждает на тему похож – не похож, кто-то теряет дар речи, многолетняя подруга ужасается до слез, и все пускаются в воспоминания и оценки творческих и личных качеств Свободы. Ухоженного вида интеллигент (титр скромно сообщает: «Драматург Вацлав Гавел») в мягкой манере рассказывает чудную историю: Свобода делал сценографию одной из его пьес, в какой-то момент они поняли, что вышло что-то не то: «У нас не получилось, а ламп уже закуплено на 25 тысяч – что делать?» И Гавел с приятелями разработали целую операцию – уселись в баре демонстративно пить пиво, откуда потихоньку смылись в театр, где перебили все эти лампы, и как ни в чем не бывало вернулись к пиву. Полиция хулиганов не нашла.

Грандиозность и неоднозначность личности Свободы передать удалось. Гейна даже посетил Институт тоталитаризма и выяснил, что тот был агентом органов под кличкой Оливье и написал 250 донесений, ни одно из которых никому не принесло вреда. Надо полагать, 750 постановок во всем мире перевешивают вынужденные игры с государством, но... Фильм идет 98 минут – это очень много для документалистики: он хорош, но затянут. Внука можно понять, режиссера и монтажера по первой профессии – нет.

Поскольку дело происходило не в студии «Смотрим... Обсуждаем», а в кинотеатре «Октябрь», вместо обсуждения фильма случился фуршет по его поводу, а также по поводу участия в МКФ канала «Культура». Народ плавно перетек из кинозала в Indabar, в том числе председатель жюри конкурса документального кино Павел Павликовский и член жюри Джон Альперт. Поляк Павликовский известен своими лирическими и ироническими лентами, а также интересом к России и превосходным знанием русского языка. Его фильм «Москва–Петушки» получил премию «Эмми», множество международных наград получила и его картина «Путешествия Достоевского», героем которой стал единственный потомок Достоевского, водитель трамвая в Санкт-Петербурге. Американец Альперт удостаивался престижной «Эмми» целых 15 раз, он один из немногих американцев, кому удалось снимать Фиделя Кастро и Саддама Хусейна. На МКФ он выделялся из толпы тем, что разгуливал с соколиным пером, воткнутым в бейсболку.

Когда все приглашенные наконец собрались, руководитель «Культуры» Сергей Шумаков произнес небольшую речь о своей любви к документальному кино, а также о том, что для «Культуры» документальное кино является абсолютно приоритетным явлением, поскольку это реальная точка соприкосновения человеческих судеб. Больше речей не было, однако народ с таким пылом бросился общаться, что не сразу вспомнил про выпить-поесть. На фуршете присутствовали как лица канала (Александр Архангельский, Игорь Волгин, Кирилл Разлогов, Владислав Флярковский, Владимир Хотиненко), так и известные режиссеры-документалисты (Сергей Мирошниченко, Андрей Грязев, Екатерина Еременко, Борис Караджаев, Ефим Резников, Виталий Манский, Якуб Гейна, Ниша Пахуджа, Владимир Эйснер).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Доктор Штокман и Эльвира

Доктор Штокман и Эльвира

Галина Коваленко

17-я Европейская театральная премия церемонией в Санкт-Петербурге отметила 30-летие своей деятельности

0
494
Сделай меня роботом

Сделай меня роботом

Наталия Григорьева

Автор "Пилы" и "Астрала" снял фантастический боевик

0
793
В Калуге и Обнинске впервые пройдет международный театральный фестиваль "Новые люди"

В Калуге и Обнинске впервые пройдет международный театральный фестиваль "Новые люди"

0
619
В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

Елизавета Авдошина

0
832

Другие новости

Загрузка...
24smi.org