Раскопки скульптур «Коллекции археологов». Тоскана, 2009. Фото Гриши Брускина
ВЫСТАВКА Один из залов бывшего кинотеатра «Ударник» (который, напомним, принадлежит теперь культурному фонду «АртХроника» и в будущем станет музеем современного искусства) превратили в археологический раскоп. Постарался Гриша Брускин, известный художественными изысканиями о советской мифологии, о коллективном бессознательном нашего прошлого. Процесс работы над 33 скульптурами из «Коллекции археолога» отчасти напоминает выдержку вина: сперва в Пистойе Брускин отлил их в бронзе, затем три года продержал закопанными в землю и извлек в 2009-м. Только цель, в отличие от хорошеющего вина, обратная – чтобы на объектах отпечаталось разрушительное воздействие жизни (читай воды да земли), и когда по ним побежала патина, хитроумный художник жизнь, в общем-то, обвел вокруг пальца, ускорив бег времени. Впрочем, все по-серьезному – итальянские исследователи проверили: именно такая коррозия не щадит настоящие археологические останки. Италия здесь не случайна, потому что культурный слой там, сами знаете. Но Брускин берется за материал родной (его многолетние герои – красноармейцы, пионерки да поверженные скульптурные герои советских парков), вновь и вновь задаваясь вопросом, как на руинах одной идеологии вырастает другая (насколько они различны – тоже вопрос), и как одна культура, истлевая, прорастает в другой.