0
7190
Газета Интернет-версия

21.11.2014 00:01:00

Как выжить в холода

Тэги: современное искусство, сжелайн, канны, кино, фотография, выставка, стамбул, снег, старик, одиночество


современное искусство, сжелайн, канны, кино, фотография, выставка, стамбул, снег, старик, одиночество В фотографиях и фильмах Джейлана снег будто приглушает звуки, создает вокруг героя кокон тишины. Кадр из фильма «Зимняя спячка»

В Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке стартовала ретроспектива фильмов неоднократного лауреата Каннского кинофестиваля Нури Бильге Джейлана. Она открылась американской премьерой картины «Зимняя спячка», отмеченной «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля-2014. В одной из маленьких галерей нью-йоркского Челси также открылась выставка фотографий Джейлана «Мир моего отца».

В России «Зимняя спячка» вышла в прокат еще в сентябре, а прокатчики США наметили релиз картины на декабрь. Потому премьера в MoMA вышла камерной, представительница музея даже намекнула, что дистрибьюторы не испытывали особенного энтузиазма по поводу такого предварительного показа… В МоМА есть просмотровые залы и побольше, чем тот, что отвели под показ главного фильма года по версии главного кинофестиваля мира – на что и сетовали гости премьеры, выкрикивая с мест претензии. Зал забился полностью, у входа в музей стояли несчастные с рукодельными табличками «Прошу лишний билетик». «Фильм длинный… Не буду испытывать ваше терпение», – только и сказал режиссер, когда вышел приветствовать нью-йоркскую публику. Добрая половина людей в зале говорила по-турецки. Нури Бильге Джейлан, конечно, гордость турецкого кино, представитель экзотической и неспокойной страны в мире высокой киномоды.

Холод окружающего мира и одиночество – лейтмотивы фотоцикла «Мир моего отца».	Фото с сайта www.nuribilgeceylan.com
Холод окружающего мира и одиночество – лейтмотивы фотоцикла «Мир моего отца». Фото с сайта www.nuribilgeceylan.com

Но он еще и фотохудожник – эта ипостась Джейлана известна меньше. Как многие люди кино, он пришел на съемочную площадку, имея серьезный опыт работы с фотокамерой. Но кино в его случае не вытеснило фотографию. Поэтику кинематографа Джейлана еще сформулируют, проанализируют в киноведческих книгах – уверена. И во многом будущим исследователям помогут его фотопроизведения. Потому что каждое из них одновременно самостоятельно и подчинено настроению его кино. Каждое – как выхваченный из экранной истории кадр. Нынешняя выставка называется «Мир моего отца» и состоит всего из семи портретов Эммина Джейлана, колоритного старика-турка, которого мы помним по ранним фильмам Нури Бильге Джейлана – например по «Майским облакам» 1999  года. 

Удивительно, как любит Джейлан, уроженец жаркого края, зиму. Весь его предыдущий фотоцикл «Турецкий синемаскоп» посвящен родной земле в снегу. В фотографиях и фильмах Джейлана нет места туристической Турции. Он любуется бедными кварталами, суровыми горными пастбищами. И даже такие «затасканные» места, как стамбульский Золотой Рог, мост Галата, предстают у Джейлана не праздничными, не покрытыми рекламным лаком. Частично цикл «Мир моего отца» посвящен Стамбулу – седой старик в накинутом пальто стоит на мосту и задумчиво смотрит на Босфор. Цветовая гамма – холодная, она вообще стремится к приглушенным тонам, к серо-белому. В мутном тумане виднеются минареты Айя-Софии, над морем кружат грязно-белые чайки. Только вода – зеленая. Это зимний Стамбул, замерший в отсутствии охотников за экзотикой Востока. На другом снимке не городской пейзаж, а какая-то пустынная местность в предгорье, по ней проложены железнодорожные пути. На первом плане – старик Джейлан, но сидит он к нам спиной, наблюдает за тем, как ползет поезд. В излюбленном сочетании художника – человека и будничной среды – есть что-то магическое, гораздо большее, чем просто «портрет на фоне». В фотографиях и фильмах Джейлана снег будто приглушает звуки, создает вокруг героя кокон тишины, направляет его взор внутрь. Джейлан всегда подчеркивает свое преклонение перед режиссерами-экзистенциалистами – Антониони, Тарковским. Сюжеты его фильмов разворачиваются в Турции, но на самом деле каждый раз место действия – душа человека. 

У фотографии (если она не постановочная, а нынешние циклы Джейлана – не постановочные), конечно, другой ресурс передачи внутреннего состояния героя. Тут образ получается объемным, если он прочувствован фотографом, отобран из чреды многих встреч и впечатлений. Лицо отца на фотографиях из представленного цикла, кажется, абсолютно неизменно, статично. С сыновней любовью (и восточной деликатностью!) Джейлан таки дает ощутить растерянность человека в конце жизненного пути. Странная, застревающая в памяти фотография – та, где старик лежит на земле, уткнувшись лицом в траву. За его фигурой в расфокусе белеет старый саманный дом. Момент тоски, желания прильнуть к земле, где родился? На следующей – крупный план отца, вернее глаз, глядящих из-под одеяла, это фотография «Бессонная ночь». Степень мимолетной причастности к чужому взгляду в вечность буквально обжигает. Так же сжимает сердце взгляд старика из окна старого дома – в метель, в бесконечность белых хлопьев снега. Человеку довольно холодно, одиноко в мире – этот мотив важен в творчестве турецкого художника. Джейлана-режиссера периодически поощряли престижными призами в тех же Каннах, но заветную «Золотую пальмовую ветвь» он получил только в этом году за фильм «Зимняя спячка», где наконец вывел горькую формулу любви. Когда остывает страсть между любовниками, остаются понимание и привычка. Когда тебе холодно в заснеженной безлюдной долине, возвращайся домой, на свет лампы, к огню в очаге.  

 Нью-Йорк

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
332
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
254
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
1989
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1525

Другие новости