1
1638
Газета Печатная версия

09.09.2016 00:01:00

Снял ботинки – снял кино

100-летний лабиринт российского кинематографа: выставка «Вам и не снилось» на ВДНХ

Тэги: выставка, кино, вднх


выставка, кино, вднх На выставке рассказывают историю отечественной киноиндустрии за сто лет. Фото с сайта www.vdnh.ru

В павильоне «Радиоэлектроника» на ВДНХ до 23 октября открыта выставка «Вам и не снилось… Искусство создания кино: идеи, процессы, профессии». По случаю Года российского кино здесь рассказывают о работниках, жанрах и техническом оснащении отечественной киноиндустрии и о том, как это все менялось за более чем 100-летнюю историю. Выставка, по сути, – лабиринт: в нескольких залах тесно переплетаются история, магия кино, обыденность кино и необычные смыслы, рождающиеся от соседства объектов.

Полгода назад здесь же шла подробная мультимедийная выставка про анимацию во всех ее проявлениях Watch me move – другой увлекательный лабиринт про богатство отдельно взятого явления (в диапазоне от анимированных фигурок в черно-белых коротышах зари кинематографа и stop-motion-сценок до «Симпсонов», аниме и компьютерных спецэффектов). Экспозиция по российскому кино не столь пестрая, хотя тоже информативная, точнее сказать – ликбезная.

Обувь незримых участников съемочного процесса – туфли актрисы, шлепки осветителя, тапки сценариста и тд. 	Фото с сайта www.vdnh.ru
Обувь незримых участников съемочного процесса – туфли актрисы, шлепки осветителя, тапки сценариста и тд. Фото с сайта www.vdnh.ru

Тут стоит упомянуть, что у ярлыка «Год кино», мягко говоря, не слишком хорошая репутация: с одной стороны, в московском метро запустили тематические вагоны (с кадрами и историями из фильмов, естественно, про войну), с другой – критическое сообщество сетует на системный кризис индустрии, плохие фильмы и вообще говорит чуть ли не о гибели этого самого кино. В этом году конкурсные программы сочинского «Кинотавра» и выборгского «Окна в Европу» продемонстрировали полный спектр – от беспомощности и конъюнктуры до равнодушия ко времени, в которое снимается кино. В таких ситуациях только и остается, что обратиться к истории.

«Вам и не снилось» диагнозами, конечно, не занимается, хотя в павильоне несложно найти фигу-другую: в первой же комнате, где к полу прибита обувь участников съемочного процесса – туфли актрисы, шлепки осветителя, тапки сценариста, – информационный блок заканчивается фразой «Питчинги в Фонде кино никто не отменял». Выше – история продюсера в родном отечестве: сначала в дореволюционную Россию пришла французская кинофирма «Пате», привлеченная потенциальной 126-миллионной аудиторией; затем настало время одного из первых российских продюсеров Александра Ханжонкова, отставного подъесаула и важной фигуры в зарождающемся синематографе; строгая советская структура «Госкино»; предприимчивые 80–90-е с их «кооперативным кино»; и наши дни со всем продюсерским разнообразием и вновь главным инвестором в лице государства.

Дальше – зала с многоступенчатым зиккуратом, посвященная труду сценаристов и кинематографическим жанрам. Пирамида состоит из своего рода скамеек: примостился на длину белоснежных наушников – посмотрел сцены из фильмов разных жанров; аналогичная функция у столиков с экранчиками, расставленных полукругом вдоль стены. 

Там показывают нарезку из трех-четырех лент: например, в разделе «фильм-катастрофа» – фрагменты из «Экипажа» Митты, «Метро» Мегердичева, а также трейлер «Ледокола» Хомерики. Между экранчиками, под стеклом, – сценарные тетради «Начала» Панфилова и «Зеркала» Тарковского, такое соседство анахронизма и прогресса. 

Мария Шалаева, Александр Панкратов-Черный и Александр Яценко изображают выбранную посетителем эмоцию. 	Фото автора
Мария Шалаева, Александр Панкратов-Черный и Александр Яценко изображают выбранную посетителем эмоцию. Фото автора

Если заглянуть внутрь лавочного зиккурата – можно полистать книги для сценаристов и постучать на двух печатных машинках – крупной, марки Optima, и поменьше, переносной. Следом – режиссерская комната: на стене – фотографии со съемок с Эйзенштейном, Тарковским и другими важными фигурами, проекторы крутят видеоэссе об особенностях киноязыка, «почерка» больших постановщиков; к уже названным добавляются Параджанов, Герман, Муратова, Сокуров. За режиссерами – актеры: с видеопримерами характерных артистов, исполнителей одной роли, лицедеев с диапазоном. Тут же – пульт управления эмоциями: кнопки «влюбленность», «ненависть» или «страх» заставят Марию Шалаеву, Александра Панкратова-Черного и Александра Яценко изобразить выбранное переживание. Комната не только веселит манипуляторов и начинающих режиссеров, но и демонстрирует эволюцию актерской игры: играть в пантомиму с Панкратовым-Черным, очевидно, проще, зато Шалаева с Яценко ищут не столько узнаваемость, сколько органику эмоции.

Далее – техника и антураж: операторы, костюмеры, звукорежиссеры, свет, саундтрек, монтаж и плакаты – уже с видом на входную/выходную дверь. Отдельного упоминания заслуживают две комнаты, демонстрирующие приемы озвучания: при помощи пары вилок можно заставить петь шпаги в сцене из мюзикла «Д'Артаньян и три мушкетера», а подушка, допустим, с крахмалом хорошо симулирует ходьбу по снегу (иллюстрация – сцена из «Девчат»).

Впрочем, зал с костюмами тоже красноречив: практически через запятую тут расположены мини-пепелац из «Кин-дза-дза», устрашающего вида маска из «Матильды» Алексея Учителя, дугообразные мечи и все обмундирование казахского супергероя из «Защитников», а куртка Данилы Багрова из «Брата» повисла на стуле. Карта Года российского кино во всей красе: соседство прошлого и будущего с креном в сторону первого. Ностальгия побеждает критическую дистанцию, а будущее – лишь на расстоянии нескольких месяцев до проката; сегодняшнего и недавнего практически нет, только обрывками. «Вам и не снилось», конечно же, ретроспекция, один из способов пройти по истории кино, но эта фигура частичного отсутствия тоже показательна. Главное, чтобы такой фигурой не стал весь современный отечественный кинематограф.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Александр Петров: "Климу Шипенко нравится, как я молчу"

Александр Петров: "Климу Шипенко нравится, как я молчу"

Наталия Григорьева

Актер рассказал про работу над фильмом "Текст"

0
394
Вуди Харрельсон и Эмма Стоун возвращаются в Zомбилэнд

Вуди Харрельсон и Эмма Стоун возвращаются в Zомбилэнд

Наталия Григорьева

В отечественном прокате появится сиквел самой известной комедии про конец света

0
956
Страдания не юного Вертера и пр.

Страдания не юного Вертера и пр.

Вера Цветкова

"Шторм" Хлебникова – драматический детектив или детективная драма?

0
2049
Выставка "Густав Климт. Золото модерна"

Выставка "Густав Климт. Золото модерна"

0
1352

Другие новости

Загрузка...
24smi.org