0
9678
Газета Интернет-версия

23.12.2016 00:01:00

"Щелкунчики" захватили Москву

Юлия Виноградова

Об авторе: Юлия Владимировна Виноградова – обозреватель «НГ-антракта».

Тэги: театр, шоу, афиша, сказка, щелкунчик, гофман, рождественские праздники, москва


театр, шоу, афиша, сказка, щелкунчик, гофман, рождественские праздники, москва Самый знаменитый персонаж сказок Гофмана повсюду. Фото РИА Новости

Без какого спектакля сегодня невозможно представить новогодние праздники? Ответ очевиден. Каждый декабрь «Щелкунчики» всех видов плотными рядами занимают новогоднюю афишу Москвы. В этом году их так много, что в Интернете даже появилась интерактивная карта, на которой можно поискать, не идет ли очередной спектакль по соседству с домом. «Совсем с ума сошли, – подумала было я, – а «Снежная королева», а «Морозко»?.. Сколько можно, один «Щелкунчик» кругом».

А «Щелкунчик» вовсе не один – выбор огромен: от спектакля для годовалых детей с печеньем и плюшевыми мышками до прославленного балета Юрия Григоровича в Большом театре. От песочного шоу с живой музыкой до оперы с тем же названием. От масштабных ледовых шоу, поставленных олимпийскими чемпионами, до джазового концерта по мотивам классического произведения. Мюзиклы, кукольные и драматические спектакли и просто много-много понятно чьей музыки. 

Не посмотреть в каникулы хотя бы одного «Щелкунчика» нынче считается почти дурным тоном. Если бы не бешеные праздничные цены, впору проводить новогодние квесты: посмотри всех «Щелкунчиков» и получи конфетки. Мне сладостей досталось бы не так уж много: из трех десятков московских постановок я смотрела всего несколько. По одной простой причине: даже гениальная музыка начинает надоедать, особенно когда зимой слышишь ее в заставке каждого второго мобильного телефона. Посмотреть всех «Щелкунчиков» столицы можно только из спортивного или профессионального интереса. 

Власть «Щелкунчика» над нашими умами и сердцами так велика, что кажется, что командир кукольных войск был с нами всегда – просто непонятно, что смотрели и ставили люди на Рождество до его появления. При этом сама сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» не получила такого резонанса – в этом году отмечается ее 200-летие, но об этом мало кому известно. Только Российская государственная детская библиотека на этой неделе открыла выставку, посвященную иллюстрациям к «Щелкунчику». На ней и классики типа Валерия Алфеевского и Нины Гольц, и современные художники вроде Максима Митрофанова. Сходите – не пожалеете, заодно можно взять из библиотеки книжку, перечитать. 

История, написанная великим немецким романтиком, не получила бы такого признания, если бы не музыка великого русского романтика. В 1892 году состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского, который и обеспечил неугасающую любовь публики к истории Гофмана. Правда, первый спектакль, как водится, раскритиковали: и постановка выглядела слабой, и костюмы не блистали оригинальностью, и фея Драже показалась толстоватой. Успешную жизнь спектаклю ничто не предвещало. Мариус Петипа, написавший либретто, саму постановку переложил на своего заместителя Льва Иванова. Иванов ставил через силу – ему пришлось лавировать между чужим сценарием и масштабом поздней музыки  композитора, которая плохо втискивалась в кукольный сюжет. 

279-12-2_t.jpg
Не посмотреть в каникулы хотя бы одного «Щелкунчика»
нынче считается почти дурным тоном.
Фото Дамира Юсупова с сайта www.bolshoi.ru

Однако с тех пор балет ставили бесчисленное количество раз. В его более чем вековой истории есть и классические и авангардные версии, как, например, балет Марка Морриса с фастфудом, брейк-дансом и другими атрибутами Америки 1980-х или философская постановка Мэтью Борна, который перенес действие в сиротский приют. Один из важнейших спектаклей поставил в 1954 году Джордж Баланчин, воплотив в истории воспоминания о своем детстве в России. Бюджет у постановки был такой, что администрация боялась, что театр разорится: 150 костюмов, 60 человек персонала за сценой, да что там – 20 килограммов конфетти в танце снежинок! Театр не разорился: роскошная постановка не только до сих пор идет в New York City Ballet, но и стала одним из атрибутов рождественских праздников. Ради этих конфетти можно слетать и на другой континент.

Немецкая история любопытным образом пустила корни на русской почве. Героиня истории Мари стала Машей, ее брат Фриц так и остался Фрицем, что очень поощряли советские идеологи, но в некоторых случаях стал Мишей. Но главное – сам щелкунчик – как много детей в нашей стране видело эту немецкую игрушку? В советское время орехи кололи молотком. В моем детстве пользовались обычной входной дверью – щелк, и готово, хотя у бабушки в шкафу хранились старые потемневшие от времени щипцы. Читая книжку про щелкунчика, я и подумать не могла, что немецкие дети с деревянным человечком знакомы не понаслышке.

А они знакомы, и очень давно. Сам деревянный орехокол никакого отношения к зимним праздникам и тем более к Рождеству не имеет. Считается, что первые щелкунчики появились в Германии в районе Рудных гор, где рудокопы на досуге развлекались деревянным промыслом, да так успешно, что скоро сделали его основным. Помимо прочего они создавали и механических кукол для колки орехов – маленькие карикатуры солдатиков, королей, жандармов. В их числе появился и классический образ щелкунчика в мундире и треуголке, с бородкой и косичкой, на которую нужно нажать, чтобы зубастый рот расколол орех. И по сей день в городке Зайфен работает около сотни мастерских – говорят, самые аутентичные щелкунчики производятся именно здесь. В соседнем Нойзаузене стоит и самый большой Щелкунчик в мире – его высота 10 метров, а вес – более 3 тонн. Вряд ли кто-то захочет оспорить этот рекорд. 

Теперь купить щелкунчика можно и в России, хотя орехи давно никто не колет, а покупает очищенными в магазине. Но это и неважно: музыка, рождающая ощущение сказки, остается не просто гениальной, но родной, настоящей, человеческой. Сколько бы постановок ни создавали театры, ты приходишь на любую из них, чтобы улыбнуться рождественской елке и снова, как много лет назад, почувствовать волнение и надежду. В общем, приходишь за детством и за чудом. Пойду-ка я куплю билет на «Щелкунчика», хоть на мюзикл, хоть на песочную анимацию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
924
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1021
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1293
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
913

Другие новости