0
1519
Газета Печатная версия

20.01.2017 00:01:00

Черное на белом

Кончаловский носит то, что модно и удобно

Тэги: белый слон, кино, церемония


белый слон, кино, церемония Лауреаты «Белого слона»: оператор Александр Симонов, режиссер Андрей Кончаловский, актер Борис Каморзин.

В этом году «Белый слон» (церемония вручения премий гильдии киноведов и кинокритиков) случился в канун старого Нового года; то была 19-я по счету церемония. Признаться честно, хожу на нее год за годом без особого удовольствия – львиную долю времени господа кинокритики забирают под себя, любимых. На вручение каждой номинации на сцену выходят по два «вручанта» – и два немаленьких монолога залу обеспечены, а номинаций тех может быть и 15, и 20; церемония награждения, которая не движется, а топчется. Да и выглядит все это  как-то безвкусно-местечково...

В этот раз в левом углу сцены выдавали нечто джазовое трубач и клавишник, правый угол украшал красивый куст искусственных цветов, а столик с приготовленными белыми слоновьими статуэтками интриговал затесавшейся к ним черной балериной (литье? ковка?). В зале соседями обнаружились лица значительные – лучший сценарист из ныне живущих Арабов, замечательный режиссер Миндадзе, известный писатель Евгений Попов; впереди маячила спина в елочку самого Кончаловского.  И с началом опоздали всего ничего, минут на 20. Я несколько взбодрилась, решив, что «Слон» все же  «поднимается». 

Алексей Красовский, чей фильм «Коллектор» назван лучшим дебютом года.
Алексей Красовский, чей фильм «Коллектор» назван лучшим дебютом года.

Ведущими церемонии оказались Алиса Гребенщикова и неизменный Давид Шнейдеров (с нумерологическим разбором цифр 1 и 9 и залихватскими восклицаниями вроде «Когда все уходят на «Батальоны» и «Викинги», мы…»); почти сразу был пущен ролик. Так всегда делается на кинопремиях – обычно это капустник или ролик, посвященный ушедшим за год кинематографистам. В этот раз я долго не могла врубиться, что есть предложенная кинонарезка: эпизод с Ситорой Алиевой, эпизод с Виктором Матизеном, Любовью Аркус, Леонидом Павлючиком… Наконец  до меня дошло: это эпизоды, в которых когда-либо снялись критики, начиная с 50-х годов прошлого века. То есть это было бы даже изящно, остановись авторы  на трех-четырех подобных эпизодах, но они, увы, не остановились, и все это скрупулезно (никого не пропустить!) шло на экране минут 40… 

Вот что это, отсутствие вкуса, чувства меры, глубинные комплексы – «мы тоже могём»?.. Вроде собрались по другому поводу – может, сперва бы вручение, а потом внутрицеховое самолюбование для желающих?   

Лучшим документальным фильмом был назван фильм Веры Кричевской и Михаила Фишмана «Слишком свободный человек», посвященный Борису Немцову, – свидетельство хорошего вкуса, как и признание «Событием года» двух фильмов режиссера-документалиста Виталия Манского. А дальше… «Лучшая операторская работа», номинанты Брюно Дельбоннель «Франкофония»), Владислав Опельянц («Ученик»), Александр Симонов («Рай»), который и становится лауреатом. Ничего не могу сказать, «Рай» снят очень качественно (а, кстати, «Ученик» – обычно), но возможно ли по определению обойти обладателя четырех «Оскаров», двух «Сезаров», скольких-то призов Британской академии (и даже «Ники» – за «Фауст» Сокурова)?.. Это просто другая весовая категория.  Или вот «Лучшая женская роль второго плана», номинантки Юлия Ауг («Ученик»), Вера Воронкова («Рай»), Светлана Брагарник («Ученик»). Выходит Леонид Павлючик и рассказывает о том, что в этом году гильдией сделан безукоризненный выбор: отобраны поистине лучшие картины – «а не те блокбастеры, которые привечаются другими премиями». И о том, что претендентки – из тех актрис, которые могут про себя сказать: «Я гримируюсь изнутри». 

Сценарист Юрий Арабов (справа) получил награду из рук писателя Евгения Попова.
Сценарист Юрий Арабов (справа) получил награду из рук писателя Евгения Попова.

Прекрасное определение! У меня и сомнения не было, что лауреатом «Белого слона» в третий раз станет Ауг, эту актрису называют едва ли не великой, она на голову выше и партнеров, и фильма «Ученик» (нет, маленькое сомнение было: у Воронковой очень сложная роль в «Рае», с которой  она справилась блистательно)… Но лауреатом становится Брагарник. Опять – разные весовые категории! То же самое и с номинацией «Лучшая мужская роль» – из претендентов Анатолий Бойко («Вся наша надежда»), Тимофей Трибунцев («Монах и бес»), Константин Хабенский («Коллектор») побеждает Трибунцев. В «Коллекторе» 75 минут на экране – один актер, практически говорящая голова, а от экрана – не оторваться, и лауреат – не Хабенский?.. Из каких соображений такое голосование – те уже наполучали призов, эти нет, всем сестрам по серьгам, свой–чужой?..    

По мере раздачи призов зал все больше редел – и все громче нарастал гудеж из буфета, пардон, бара. Тем временем выяснилось предназначение черной фигурки балерины – за внеконкурсный документальный фильм о пребывании Рудольфа Нуриева в Турции в каких-то годах прошлого века.  А еще подоспело награждение в самых важных номинациях. Здесь сердце успокоилось признанием картины Алексея Красовского «Коллектор» лучшим дебютом года, признанием «Рая» лучшим фильмом года и признанием Андрея Кончаловского лучшим режиссером года. Андрей Сергеевич, конечно, был доволен, но хмурился, говорил о том, как важно нащупывать свой путь в темноте, и что не понимает, почему все так возбудились из-за вхождения «Рая» в шорт-лист «Оскара» («Премия американской киноакадемии – не самая достойная премия в мире»). О том, что люди пытаются забыть Холокост, а это чревато тем, что подобные события могут в любой момент повториться. 

Затесавшаяся к слоникам балерина. Фото автора
Затесавшаяся к слоникам балерина. Фото автора

Когда все закончилось, продирался Кончаловский из зала к вешалке, как, прости господи, какой-нибудь Стас Михайлов – люди с фотокамерами его чуть не раздавили. И что же на следующий день написал русскоязычный Facebook – с подачи одного из «кинокритических» устроителей?.. Нет, не поздравления и не восхищения грандиозной картиной «Рай» – околокиношная тусовка принялась изгаляться на тему: гляньте, явился на вручение в трениках и галошах! То-то я всегда удивлялась безвкусице этой церемонии – люди, которые ее проводят, не отличают широких бархатных штанов от треников, модных дорогих гамаш – от галош! Которым не понять про (как кто-то написал в комментах) «обычный итальянский стиль взрослого мужчины, свободного в средствах. Носит то, что модно и удобно». Понятно, тут же подтянулись тролли с напоминанием о происхождении и папе-гимноносце, а также с обвинениями  в сотрудничестве с КГБ… 

Ответ на вопрос, хорошо ли быть талантливым и выдающимся на Руси. Горько.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Александр Петров: "Климу Шипенко нравится, как я молчу"

Александр Петров: "Климу Шипенко нравится, как я молчу"

Наталия Григорьева

Актер рассказал про работу над фильмом "Текст"

0
799
Вуди Харрельсон и Эмма Стоун возвращаются в Zомбилэнд

Вуди Харрельсон и Эмма Стоун возвращаются в Zомбилэнд

Наталия Григорьева

В отечественном прокате появится сиквел самой известной комедии про конец света

0
1103
Страдания не юного Вертера и пр.

Страдания не юного Вертера и пр.

Вера Цветкова

"Шторм" Хлебникова – драматический детектив или детективная драма?

0
2195
Слон и слепцы

Слон и слепцы

Андрей Щербак-Жуков

85 лет со дня рождения Игоря Можейко, известного как Кир Булычев

0
2812

Другие новости

Загрузка...
24smi.org