0
1458
Газета Интернет-версия

14.03.2017 15:36:00

Кинодебюты в Ханты-Мансийске

На фестивале "Дух огня" подвели итоги

Тэги: кинематограф, дебют, фестиваль, хантымансийск


кинематограф, дебют, фестиваль, ханты-мансийск На фото якутский режиссер Валентин Макаров (приз зрительских симпатий за фильм "Кэрэл. Невидимая красота"). Фото Юрия Феклистова

Фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске в этом году отметил юбилей. Пятнадцать лет назад все начиналось с того, что международных и отечественных звезд заманивали в далекий край сибирской экзотикой, щедрым гостеприимством, а местных зрителей – новинками коммерческого кино, стараясь не слишком напугать авторскими дебютами и поисками.

Со временем фестиваль ужался в сроках, количестве гостей, разудалому веселью и финансированию, но не потерял главное – свою публику, которая постепенно приучилась смотреть сложные фильмы, без глянцевых приманок и непременного участия популярных киноартистов.

Немаловажно, что в Ханты-Мансийске не обойден вниманием ни один потенциальный зритель. Для показов в рамках фестиваля блокбастеров «Викинг» и «Притяжение» было установлено специальное оборудование с тифлопереводом, приглашены волонтеры для помощи людям с ограниченными возможностями. Тут в кино с радостью ходят все.

Два конкурса дебютов, международный и российский, дают достаточно широкую панораму, позволяющую понять и оценить перспективы будущего кинематографа.

Эхо «Духа огня» отозвалось и в Москве, почти вся программа была представлена в Центре документального кино, где была возможность пообщаться с авторами картин.

фото
Сергей Соловьев вручает
памятный приз Ольге Бодровой,
дочери Сергея Бодрова-мл.
Фото Юрия Феклистова

Режиссер Марсилу Феликс из Португалии, участник международного конкурса, оказался самым радикальным дебютантом. Его «Трясина», где эксперименты с изображением, словом и звуком, безусловно, дают простор для размышлений о природе кинематографа, тем не менее, стала непростым испытанием даже для подготовленных киноманов. Но не меньше, чем белоснежным снегом, тайгой, современными зданиями и огнями Ханты-Мансийска он был поражен именно зрителями и работами коллег: «Качество фильмов международного конкурса очень вдохновляет. Приятно удивило, что публика уже привыкла к экспериментальным фильмам, люди интересуется новыми именами, пытаются понять, вникнуть, задают глубокие вопросы».

Якутский режиссер Костас Марсан, чей социальный детектив «Мой убийца» победил в конкурсе российских дебютов, говорит: «Российская программа была для меня чем-то вроде большого образовательного мастер-класса. Мне было интересно понять профессиональные секреты - монтажные ходы, сюжетные повороты, неожиданные ракурсы».

Приз зрителей «Цветы таежной надежды» тоже достался якутскому фильму – музыкальной мелодраме Ильи Портнягина и Валентина Макарова «Кэрэл. Невидимая красота».

Кинематограф Якутии победно вырывается вперед, благодаря азарту и увлеченности, с которой молодые режиссеры создают фильмы для своих зрителей. Несмотря на мизерные бюджеты и недостаточную порой профессиональную подготовку, стимул расти, развиваться и побеждать у них есть – практически все, что они снимают, тут же выходит в прокат и делает хорошие сборы. Недаром в Якутии не сильно сокрушались, что у них из-за отказа директоров кинотеатров увеличить число сеансов «Викинга», так и не показали нашумевший голливудский «Ла-Ла-лэнд». У якутской аудитории свои любимцы - Вячеслав Лавернов и Айталина Лавернова, молодые актеры Саха театра, красивая пара, муж и жена, сыгравшие главные роли в якутских хитах «Кэрэл. Невидимая красота» и «Мой убийца».

фото
Фото Юрия Феклистова

Российскую программу оценивало специальное жюри - Триумвират режиссеров, в которое вошли Андрей Кравчук, Юрий Быков, Михаил Брашинский. Их мнение: «Много желания сделать правильно, мало смелости сделать так, как считаешь нужным. Нет даже проблесков социального проблемного кино. Режиссеры почти не интересуются тем, что вокруг, больше занимаются собой, находясь в собственном ваккууме, изучают себя. Нет подлинной страсти, а без нее невозможно увлечь других».

А сами начинающие много говорили о том, как сложно найти поддержку и как трудно сегодня прорваться к зрителям с дебютным фильмом, Большинство участников, кстати, создавали свои первые фильмы без госфинансирования, сталкиваясь с разнообразными трудностями. Что свидетельствует о сильных характерах, которые, как ни странно, почти не видно на экране. Российские дебюты по большей части отличает инфантильность замысла и вторичность приемов.

фото
Якутский режиссер Костас Марсан -
приз "Золотая тайга" от жюри российского конкурса
за фильм "Мой убийца".
Фото Юрия Феклистова

«Режиссерам сегодня труднее быть замеченными», - уверен сербский киноклассик Желимир Жилник, член большого жюри. Международный конкурс он оценил высоко: «Программа была очень сильной, я задавался вопросом: действительно ли эти фильмы дебютные для этих режиссеров? Потому что они сумели создать совершенно зрелые работы. Убежден, что кинематограф одно из самых актуальных и действенных средств, чтобы заниматься критикой общества и показывать жизненные проблемы отдельного человека».

Удивительно мощным произведением без всяких скидок на дебют оказался, по мнению основного жюри и жюри Гильдии киноведов и кинокритиков, польский фильм «Последняя семья». С безукоризненной документальной точностью 32-летний Ян П.Матушиньский воссоздает историю семьи выдающегося польского художника Здсислава Бексинского в гениальном исполнении Анджея Северина, одного из любимых артистов Анджея Вайды. Глубоко проникает в психологию незаурядных творческих людей, связанных семейным родством и замкнутых в душной атмосфере тесной панельной многоэтажки на варшавской окраине в годы застоя в социалистической Польше.

фото
Юлия Ауг (приз им.А.Абдулова
за лучшую женскую роль в российском конкурсе).
Фото Юрия Феклистова

Не нашел отклика у жюри, но обрел Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков французский режиссер Жером Ребо за дебют «Дни Франции», который сразу после показа в Ханты-Мансийске вышел во французский прокат. Название намеренно повторяет название известного консервативного журнала. В сочетании с новым приложением в смартфоне для встреч среди геев, которым пользуются герои фильма, возникает ироническое противопоставление буржуазных ценностей и личной свободы. Долгая, извилистая дорога из Парижа на юг Франции, в которую как в омут бросился страдающий Пьер, чтобы убежать подальше от изменившего ему Поля – вполне романтическая история в духе классических французских романов. Фантастически красиво снятые пейзажи, изысканно-умело собранный саундтрек создают особую атмосферу «сентиментального путешествия». Поль бежит от Пьера, Пьер пытается найти Поля, в дороге им встречаются разные женщины, ко всем они внимательны, хотят помочь. Каждая одинока, а страдающие герои все-таки есть друг у друга, потому что им выпало счастье полюбить. Такая вот простая история.

фото
Александр Сокуров
 (приз Президента фестиваля за
"создание уникальной школы
кинематографического искусства").
Фото Юрия Феклистова

Главный приз «Золотая тайга» получил «Алмазный остров», большая международная копродукция Камбоджи, Франции, Катара, Таиланда и Германии.

Дебютант Дэви Шу очень умело, внятно, красиво и трогательно рассказал историю нищих камбоджийских подростков и молодых парней, вынужденных за гроши работать на стройке района для богатых. «Алмазный остров», в который вложен рабский труд - это их неосуществимая мечта о благополучной, счастливой жизни среди процветающей знати.

Для Бора, главного героя фильма, дни проведенные на Алмазном острове стали воспоминанием о потерянной любви ради призрачного благополучия.

Универсальная, повсюду понятная история. Подобный фильм мог бы появиться где угодно, у нас в том числе. Скажем, про гастарбайтера, который возводит Москва-Сити, живет в лачуге вместе с такими же как он. Почему у нас такое кино не снимают – открытый вопрос.

СПИСОК ПРИЗЕРОВ

ПРИЗЫ ФИЛЬМАМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА:

Главный приз XV международного фестиваля дебютного кино «Дух огня» «Золотая тайга за лучший дебютный фильм фестиваля» (и премия в размере шестьсот тысяч рублей):

— «Алмазный остров» (Diamond Island), Дэви Шу (Davy Chou), Камбоджа-Франция-Германия-Катар-Таиланд

Приз «Серебряная тайга» за лучший дебютный фильм (и премия в размере триста тысяч рублей):

— «Последняя семья» (Ostatnia rodzina), Ян П. Матушиньский (Jan.P.Matuszynsky), Польша

Приз «Бронзовая тайга» за лучший дебютный фильм (и премия в размере сто тысяч рублей):

— «В последние дни города» (In The Last Days Of The City), Тамер Эль-Саид (Tamer El Said), Египет-Германия-Великобритания-ОАЭ

Специальный приз жюри:

— «Недолгая остановка» (Short Stay), Тед Фендт (Ted Fendt), США

Жюри международного конкурса: Павел Чухрай (председатель), лауреат «Золотого медведя» Берлинале Желимир Жилник (Сербия), лауреат «Золотого леопарда» Локарно Милагрос Мументалер (Аргентина), Чжан Синьи (Китай).

Приз Гильдии киноведов и кинокритиков «СЛОН»:

— «Последняя семья» (Ostatnia rodzina), Ян П. Матушиньский (Jan.P.Matuszynsky), Польша
— Диплом: «Дни Франции» (Jours de France), Жером Ребо (Jérôme Reybaud), Франция (с формулировкой: «Фильму занимающему уникальное положение на перекрестке чувственности культуры модернизма и комизма современной жизни».

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ ФИЛЬМАМ КОНКУРСА РОССИЙСКИХ ДЕБЮТОВ

Приз зрительских симпатий «Золотая тайга» (на церемонии вручался почетным гостем Леонидом Якубовичем):

— «Кэрэл. Невидимая красота», Валентин Макаров, Илья Портнягин

Приз жюри режиссерского триумвирата «Цветы Таежной надежды»:

— «Мой убийца», Костас Марсан
В «Режиссерский триумвират» вошли: Андрей Кравчук, Юрий Быков, Михаил Брашинский

Приз генерального партнера Кинофестиваля компании «Газпром-нефть» - «За сохранение культурных традиций»

— «Софичка», реж. Кира Коваленко

Приз имени Павла Лебешева гильдии кинооператоров «За лучшую операторскую работу» (Председатель — президент Гильдии, народный артист России кинооператор Игорь Клебанов):

— Миндия Эсадзе (оператор фильма «Красный», реж. Николай Саркисов)

Призы имени Александра Абдулова «За лучшую женскую и лучшую мужскую роль в российском дебютном фильме» [В актерское жюри вошли Игорь Золотовицкий (председатель), Анна Михалкова и Александр Пашутин]:

Лучшая мужская роль: Вячеслав Лавернов («Мой убийца», Костас Марсан)
Лучшая женская роль: Юлия Ауг («Прикосновение ветра», Елена Демидова, Ольга Веремеева)
Специальное упоминание актерского жюри: Валентин Макаров («Кэрэл. Невидимая красота», Валентин Макаров, Илья Портнягин)

Приз Президентского совета «Золотая тайга - короткий метр»:

— «Добрый день», реж. Ольга Дибцева, МШК (мастерская А.Попогребского и Б.Хлебникова), 8 минут, 2016

Приз прессы за лучший короткометражный дебют «Серебряная тайга»:

— «Стробоскоп», реж. Евгения Дуплякина, ВКСиР (мастерская В.И.Хотиненко, П.К.Фенченко, П.К.Финна), 13 минут, 2017

Приз музыкального жюри (председатель — композитор Александр Журбин).

— «Кэрэл. Невидимая красота», Валентин Макаров, Илья Портнягин

ПОЧЕТНЫЕ ПРИЗЫ ПРЕЗИДЕНТА ФЕСТИВАЛЯ СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА СОЛОВЬЕВА:

— «Золотая тайга» Александру Николаевичу Сокурову с формулировкой:

«Мастеру, создавшему свою уникальную школу кинематографического искусства».

— «Золотая тайга» Алексею Благовестнову с формулировкой:

«За серию скульптурных композиций, определивших монументальный вечный взгляд на кинематографическую культуру России»

— «Золотая тайга» Сергею Бодрову (младшему) с формулировкой:

«Кинорежиссеру, актеру, ставшему создателем образа современного молодого человека, вызвавшего абсолютную любовь и абсолютное доверие зрителя»
Приз получила дочь Сергея Бодрова — Ольга Бодрова

Ханты-Мансийск - Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Сезон Станиславского" теперь пройдет и летом

"Сезон Станиславского" теперь пройдет и летом

Елизавета Авдошина

0
327
Тройной бис Мацуева закрыл VII фестиваль "Белая сирень"

Тройной бис Мацуева закрыл VII фестиваль "Белая сирень"

Дмитрий Морозов

На итоговом концерте в Казани звучали произведения Рахманинова, Шумана, Бетховена и Прокофьева

0
1537
Детским театрам хотят добавить престижа

Детским театрам хотят добавить престижа

Елизавета Авдошина

Минкульту для начала стоит озаботиться элементарной поддержкой отрасли

1
1196
Депутаты предложили поддержать искусство рублем

Депутаты предложили поддержать искусство рублем

Елизавета Авдошина

0
919

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости