0
4868
Газета Печатная версия

31.03.2017 00:01:00

Российский антикварный салон нацелился на XX век

В тренде – экспозиции, посвященные искусству советского времени

Тэги: антиквариат, рынок, искусство


антиквариат, рынок, искусство Экспозиция «Тысяча и одна сказка Востока» представляет костюм и ювелирное искусство XIX – первой трети XX века. Фото пресс-службы Российского антикварного салона

В Центральном доме художника проходит 42-й Российский антикварный салон. Салон уже не первый раз организован под патронатом Министерства культуры РФ: официальное основание звучит как «социальная значимость мероприятия». О том, что салону нужно покровительство,  говорили давно: крупнейшие ярмарки в Европе поддерживают самые именитые патроны, например, брюссельская BRAFA всегда проходит под покровительством королевы Паолы. Минкульт РФ, конечно, не королева, но все равно работает на статус и без того старейшего, крупнейшего, да в общем-то единственного (и уж без сомнения социально значимого) слета российских антикваров. 

Но несмотря на участие чиновников от культуры, общее впечатление от салона неоднозначное. Самые удачные салоны всегда сочетали сильную центральную зону с хорошей некоммерческой экспозицией, а главное, с большим количеством посетителей, продаж и  общим позитивным настроением. В этот раз, несмотря на многолюдное открытие с танцами живота и шампанским, продажами пока мало кто хвастается, центральная зона составлена крайне неоднородно, зато как никогда хорош специальный проект. 

Представленная тема экзотична как для большинства участников салона, так и для посетителей. Экспозиция под названием «Тысяча и одна сказка Востока» представляет  национальный мусульманский костюм и ювелирное искусство XIX – первой трети XX века. Несмотря на камерность выставки, показанные предметы охватывают большую территорию – есть и Средняя Азия, и Магриб, и Аравийский полуостров, и территории, которые долгое время находились под влиянием мусульманской культуры, например Болгария и Македония. Антикварный салон, что называется, в тренде: интерес к исламской культуре значительно вырос за последнее время – естественная реакция на расширение цивилизационного влияния мусульманских стран. Курировала выставку Елена Лисовская – коллекционер, дизайнер, специалист по традиционному мусульманскому костюму, из ее собрания представлены многие предметы экспозиции.  

Рассматривать замысловатые орнаменты и рисунки, которые одновременно являются  украшением, оберегами и знаком социального статуса, как минимум любопытно. Невольно хочется найти что-то подобное на самом антикварном салоне, но здесь видны совсем другие тенденции. Главная из них, характерная, впрочем, не только для российской ярмарки, но и для европейских, – усиление внимания к XX веку. Даже те галереи, которые занимались началом века, сосредоточились на более позднем периоде. Так, на стенде у галереи «Элизиум», прежде работавшей преимущественно с русским авангардом и эмиграцией, советская экспозиция, которую сами галеристы, впрочем, называют экспериментальной. Строго говоря, «Элизиум» в этот раз одна из немногих галерей, которая представила действительно тематическую экспозицию с продуманной идеей. Она называется «Город и горожане» и представляет графику, живопись и пластику XX века, так или иначе связанные с городской темой. Среди разноплановых московских и петербургских видов есть прекрасная работа Юрия Пименова «Серьезный разговор» и выразительное масло с трамваем Василия Беляшина, рядом скульптура Арендта, Нероды, Сидура, а также «Металлург» Георгия Мотовилова, тот самый, за которого он в 1937 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Цены весьма умеренные, большинство вещей стоит не дороже 10–20 тыс. долл. 

На одном стенде часто уживаются картины и предметы декоративно-прикладного искусства разных эпох.	 Фото пресс-службы российского антикварного салона
На одном стенде часто уживаются картины и предметы декоративно-прикладного искусства разных эпох. Фото пресс-службы российского антикварного салона

Еще одна тематическая история разместилась на стенде галереи «Антик-инвест»: экспозиция представляет творчество украинской художницы Оксаны Павленко, крепкого советского монументалиста, востребованного в сталинское время (она, в частности, проектировала фрески для Дворца Советов и оформляла павильоны ВСХВ). Работы 1930–1950-х годов, в основном графические эскизы, также масштабны и выставляются впервые. 

Гармоничный стенд сделала и галерея «Русский модерн», которая решила показать «Художников Серебряного века»  – именно так называется экспозиция. Здесь камерные работы Валентина Серова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Анны Остроумовой-Лебедевой, а также необычные иллюстрации Александры Экстер, в которых та самая авангардная художница почти неузнаваема (20 тыс. долл.). 

Удивителен и маленький пейзаж Льва Бакста на стенде галереи «Наше наследие»: в этом  «Оазисе в пустыне» с большим трудом можно узнать будущего ведущего художника дягилевских балетов (40 тыс. долл.). Неожиданны скульптурные работы Александра Архипенко на стенде «Петербургского антиквара», прежде предпочитавшего классическое русское искусство XIX – начала XX веков (впрочем, представленная живопись по-прежнему отвечает этой специализации). Здесь же и Огюст Роден – несколько небольших пластических работ. Нередко встречаются на стендах и работы Зинаиды Серебряковой, ее выставка скоро откроется в Третьяковке. 

Старых мастеров представляет галерея под логичным названием Old Masters Gallery. На ее стенде  религиозная, портретная, пейзажная живопись Северной Европы, нидерландские бытовые сценки XVII века. Старых мастеров привез и редкий зарубежный гость салона – миланская галерея Altomani&Sons. Вещи у нее на стенде серьезные, цены шестизначные (например, несколько изображений Богоматери оценены в 160–200 тыс. евро), но никакой рекламы галерея не устраивает, скорее всего привезла свою коллекцию под конкретных московских клиентов.  

Российский антикварный салон всегда как город контрастов. Среди декоративно-прикладного искусства и мебели есть и неоготика, и ар-деко, и русский модерн. На стенде салона «На Ордынке» впечатляет монументальное керамическое панно «Освобождение узников Шлиссельбурга» (керамической пластики, фарфора и фаянса на салоне  много). На маленьком стенде под названием «Дом высокой культуры» царит дух революции (хорошо, что хоть кто-то вспомнил о, возможно, важнейшей дате этого года). А неподалеку целый стенд живописи, графики и ювелирных работ Михаила Шемякина. 

Наконец, еще один симпатичный, правда, совсем не прозвучавший проект салона – фотовыставка «Антиквариат в современном интерьере». Небольшой творческий конкурс, который проходил за месяц до открытия салона, предложил профессиональным дизайнерам вписать предметы антиквариата, выставленные на нынешнем салоне, в проектируемые ими интерьеры. Идея отличная, но фотовыставка как-то затерялась среди стендов, да и фотографиям не хватило ярких историй.  


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Третьяковка завершила "версию эпохи" напряженным ожиданием

Третьяковка завершила "версию эпохи" напряженным ожиданием

Дарья Курдюкова

Выставка "Искусство 2000-х" в здании на Крымском Валу как первая музейная попытка осмысления нулевых

0
887
Счастье: ингредиенты

Счастье: ингредиенты

Владимир Соловьев

Секс, свобода, риск и пироги по старинному рецепту

0
2390
Безответное искусство-2

Безответное искусство-2

Дарья Курдюкова

Лауреаты премии "Инновация" могли только благодарно улыбаться

0
2072
Медленный путь по коридорам памяти

Медленный путь по коридорам памяти

Дарья Курдюкова

В Московском музее современного искусства представили "Свидетельство" Хаима Сокола

0
1756

Другие новости

Загрузка...
24smi.org