0
10549
Газета Воины и Армии Печатная версия

27.10.2014 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Крым делит остатки украинских ВМС

Бывшие украинские военные корабли пристраивают для гражданских нужд

Александр Широкорад

Об авторе: Александр Борисович Широкорад – писатель, историк.

Тэги: крым, флот, вооружения, черноморский флот, украина


Крымский санаторий «Украина» в ближайшее время получит в свое распоряжение катер проекта «Гурзуф» (постройки 1989 года), два гидроцикла и две моторные лодки, прежде входившие в состав украинских Военно-морских сил.

Совет министров Крыма 21 октября 2014 года своим решением закрепил за министерствами и ведомствами региона часть военных кораблей, до присоединения полуострова к России принадлежавших ВМС Украины. «Это списанные корабли, которые, возможно, будут использоваться в качестве музеев, – сказал глава республики Сергей Аксенов. – Техника вся старая, непригодная для боевых действий».

Министерству культуры республики отошли малый противолодочный корабль «Молния» (введен в строй в 1988 году) и пограничный сторожевой корабль «Тарантул» (1988). Предполагается, что на них будут открыты музеи. Один из плавучих музеев пришвартуют в «Артеке».

Министерству промышленной политики Крыма достался катер «Катран» (1998). Минтранс сможет пользоваться сторожевым катером «Калкан», двумя обычными катерами и круизной моторной яхтой (проект «Галион-280»). Республиканский комитет по рыболовству пополнится четырьмя катерами (проекты «Хвыля» и «Волга») и двумя патрульными катерами (проект «Калкан-П»). Черноморскому центру подводных исследований отходит, согласно постановлению, пожарный катер.

Все эти корабли были построены на верфях СССР. В ходе раздела Черноморского флота (ЧФ) в 1996 году Украине достались 30 кораблей, находившихся в боевом составе флота, и все корабли, строившиеся на верфях Николаева, Феодосии, Киева (завод «Ленинская кузница»). Корабли, проходившие испытания и имевшие высокую степень готовности – 90% и выше – были позже введены в состав ВМС Украины (ВМСУ).

Украина получила 7 из 10 пунктов базирования корабельного состава: Измаил, Одесса, Очаков, Черноморское, Новоозерное (Мирный, он же Донузлав), Балаклава, Керчь. Россия хотела оставить за собой главную базу Черноморского флота Севастополь. Но украинская сторона настояла на совместном базировании флотов в Севастополе. В результате корабли Черноморского флота и ВМС Украины стояли рядом почти во всех бухтах городка.

В феврале-марте 2014 года совместное базирование сослужило дурную службу ВМСУ. Чтобы украинские военные не учинили бойню в Севастополе, подобную той, что устроили подчиненные Киеву силовики в ходе АТО в Донбассе, крымские ополченцы и моряки ЧФ блокировали корабли ВМСУ в севастопольских бухтах Северной и Стрелецкой, а также в базе Мирный (озеро Донузлав). Причем на фарватере канала, ведущего в озеро, был затоплен разоруженный и предназначенный на слом большой противолодочный корабль «Очаков».

Самое интересное, что в блокировании кораблей ВМСУ практически не участвовали боевые корабли ЧФ, а лишь вспомогательные суда, например, килекторы (суда для производства подводных грузовых работ). А основной ударной силой стали рейдовые буксиры с крепкими корпусами. Как только украинский корабль пытался подготовиться к применению оружия или «разводить пары», к нему подходил буксир, с борта которого на хорошем русском языке объясняли, что далее последует таран. Замечу, что экипажи вспомогательных судов ЧФ были укомплектованы в основном вольнонаемными, большинство из которых были уроженцами Крыма.

И все же в конце марта 2014 года началось возвращение кораблей ВМСУ. Так, 11 апреля российские морские буксиры МБ-174 и МБ-163 вывели из Стрелецкой бухты танкер «Фастов», а из Карантинной бухты – ракетный катер «Прилуки» и в нейтральных водах передали их украинским буксирам. Всего было передано 43 судна.

Однако в начале лета 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины решил прекратить всякое военно-техническое сотрудничество с Россией. В соответствии с ним представители Минобороны Украины отказались участвовать в работе по передаче остальных кораблей.

Работы по подъему затопленного «Очакова» велись с 7 апреля, и только через пять месяцев, 7 сентября, его подняли и отбуксировали с фарватера в глубь озера на отмель. С 14 по 16 октября из Донузлава в Севастополь буксирами были приведены бывшие украинские суда.

Теперь командование ЧФ не знает, что делать с оставшимися украинскими судами. А их надо охранять, поддерживать в известной степени готовности, они занимают место у причалов и т.д.

Решение Совмина Крыма дает зеленый свет на «приватизацию» этих кораблей и катеров. Наибольшая интрига разворачивается вокруг подводной лодки «Запорожье».

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о единственной субмарине Украины. Подводная лодка Б-435 проекта 641 вступила в строй еще в 1970 году. А в 1995-м она встала на ремонт. Не дожидаясь окончания ремонта, УВМС подняли на ней жовто-блакитный флаг и присвоили имя «Запорiжжя» и бортовой номер U-01, ну прямо как в кригсмарине. Не желая покупать аккумуляторы у России, украинцы купили их у греков, заплатив 3,5 млн долл., то есть вдвое меньше, чем просили россияне.

Как давно известно, «в Греции все есть», но почему-то аккумуляторы не вмещались в предназначенные для них ямы. Отчаявшись отремонтировать лодку самостоятельно, Киев отправил ее на «москальский» ремонтный завод № 13. Там лодку кое-как залатали, и в июле 2012 года она даже сумела погрузиться аж на 14 метров, и немедленно всплыла…

21 марта 2014 года подводная лодка «Запорожье» на буксире была выведена из Стрелецкой бухты и переведена в Южную бухту Севастополя на место стоянки подводных лодок ЧФ. Из 70 членов экипажа 57 решили служить в российском флоте, а остальные уехали в Одессу.

Сейчас лодке-старушке 43 года. Торпедные аппараты неисправны, на их ремонт требуется 1,5 млн долл. Власти Балаклавы просят отдать им лодку, чтобы превратить ее в один из экспонатов местного Музея холодной войны.

Но севастопольское ЦКБ «Черноморец» требует ее себе, поскольку Украина задолжала ЦКБ за ремонт «Запорожья» 4 млн грн. ЦКБ на основании украинских законов выиграло судебный процесс в севастопольском суде, а затем уже в российском апелляционном суде. Говорят, что уже закончен проект переделки лодки в плавучий ресторан «Запорожье». Эх, был бы жив Николай Васильевич, он  бы еще раз повторил: «Скучно жить на свете, господа…»


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Порошенко сменил  риторику

Порошенко сменил риторику

Татьяна Ивженко

За полгода до президентских выборов основные кандидаты соревнуются в антироссийских лозунгах

0
591
В Киеве заговорили о необходимости прямых переговоров с Москвой

В Киеве заговорили о необходимости прямых переговоров с Москвой

Татьяна Ивженко

Украина призывает Россию отменить выборы в ДНР/ЛНР

0
3951
Неоязычника - фаната Брейвика выгнали из украинской армии и хотят выдать Норвегии

Неоязычника - фаната Брейвика выгнали из украинской армии и хотят выдать Норвегии

Артур Приймак

0
183
Во Львовской области запрещают публичное использование "русскоязычного культурного продукта"

Во Львовской области запрещают публичное использование "русскоязычного культурного продукта"

0
680

Другие новости

Загрузка...
24smi.org