1
2950
Газета Воины и Армии Печатная версия

22.08.2017 00:01:00

Найден "Индианаполис", успевший приговорить Хиросиму

По воле случая японцы потопили крейсер уже после того, как он доставил атомного "Малыша" для проведения бомбардировки

Тэги: история, крейсер, индианаполис, атомная бомба, хиросима


история, крейсер, индианаполис, атомная бомба, хиросима Моряки из экипажа тяжелого крейсера «Индианаполис». Многие ли из них дожили до победы? Фото с сайта www.history.navy.mil

Группа исследователей под руководством бизнесмена и филантропа Пола Аллена объявила 19 августа 2017 года о том, что после длительных поисков ей удалось наконец найти американский тяжелый крейсер СА-35 «Индианаполис». Останки корабля, в июле 1945 года доставившего на авиабазу ВВС США на острове Тиниан критически важные компоненты для первой атомной бомбы «Малыш», покоятся в северной части Тихого океана на глубине около 5,5 км. Бомбу впоследствии сбросили на Хиросиму, а вот крейсер на обратном пути был торпедирован. Потопив «Индианаполис», командир субмарины I-58 стал одним из самых известных японских подводников Второй мировой. Но он мог бы еще при жизни стать легендой Императорского флота, сделай он это на несколько дней раньше.

Одно время считалось, что американский корабль отправили на дно «подводные камикадзе» – водители «Кайтенов», японских «человеко-торпед». В действительности же дело обстояло следующим образом.

Накануне капитуляции командование 6-го флота Императорского флота Японии сформировало последнюю, самую крупную группу «Кайтенов». Она получила наименование «Тамон» – по имени одного из четырех божеств, охраняющих Японию от внешних врагов. К тому времени человекоуправляемые торпеды успели заслужить славу грозного оружия. Адмирал Форрест Персиваль Шерман, занимавший тогда должность замкомандующего Тихоокеанским флотом ВМС США, позднее вспоминал, что неожиданная атака японских «человеко-торпед» на корабли и суда в лагуне атолла Улити, в ходе которой был уничтожен крупный, водоизмещением 24,5 тыс. т, танкер-заправщик АО-59 «Миссисинева», серьезно пошатнула моральный дух моряков: «Мы чувствовали себя словно сидящими на пороховой бочке… нам стало казаться, что в открытом море мы будем в большей безопасности».

В группу «Тамон» были включены шесть подводных лодок: I-47 (командир – капитан 2 ранга Судзуки Сёкити), I-53 (капитан 2 ранга Оба Саити) и I-58 (капитан 2 ранга Хасимото Мотицура) несли по шесть, а подлодки-транспорты «человеко-торпед» I-363 (капитан 2 ранга Кихара Сакаэ), I-366 (капитан 3 ранга Токиока Таками) и I-367 (капитан 3 ранга Такэтоми Кунио) – по пять «Кайтенов» каждая.

Первой на задание 14 июля отправилась I-53 – с базы на Оцудзиме, а последней базу в Хикари 8 августа покинула I-363. Три подводные лодки – I-47, I-367 и I-363 – противника в ходе патрулирования не встретили (по другим данным, на счет I-47 или I-367 следует записать тяжело поврежденный транспорт «Марафон» водоизмещением 7607 т). Из оставшихся подлодок были выпущены 12 «Кайтенов», а еще пять использовать не удалось по техническим причинам. Командир I-53 доложил о выпуске четырех «Кайтенов» и потоплении трех транспортов и эсминца. Последним оказался эскортный эсминец DE-682 «Андерхилл» типа «Бакли», погибли 112 человек его команды, включая 10 офицеров. В свою очередь, командир I-366 доложил о выпуске 8 августа трех «человеко-торпед» и потоплении трех транспортов противника.

Но больше всех повезло субмарине I-58, которой командовал капитан 2 ранга Хасимото Мотицура. Действия его «Кайтенов» были, конечно, не столь впечатляющи. Так, 28 июля Хасимото выпустил два «Кайтена» и записал на свой счет транспорт и эсминец; 10 августа он выпустил сначала одну «человеко-торпеду», но неудачно – вражеский эсминец обнаружил ее и уничтожил, а затем и вторую – тоже безрезультатно, хотя сам Хасимото посчитал, что потопил в результате двух атак два эсминца. Наконец, 12 августа Хасимото выпустил последний исправный «Кайтен» и засчитал ему потопление транспорта.

В итоге самый грандиозный успех ожидал I-58 не как носителя «человеко-торпед», а как обычную торпедную субмарину. Ведь вышедшему в торпедную атаку с применением обычных торпед Хасимото удалось потопить американский тяжелый крейсер «Индианаполис» водоизмещением около 10 тыс. т. Впрочем, докладывая об успехах своих «Кайтенов», Хасимото, как утверждают военные историки, приплюсовал к ним еще и «линкор», под которым он понимал крейсер «Индианаполис». Именно тогда, вероятно, и возникла путаница…

Как бы то ни было, но всего 12 минут спустя, после того как ночью 30 июля 1945 года в правый борт «Индианаполиса» ударили две торпеды, все было кончено – над некогда грозным кораблем сомкнулись воды Тихого океана. Бронированный корпус мгновенно стал братской могилой почти трем сотням американских моряков, многие из которых не успели даже проснуться. Впрочем, вскоре стало ясно, что это был только первый акт чудовищной трагедии.

После того как «Индианаполис» пошел ко дну, в воде оставались около 800 человек из его команды, общая численность которой, по официальным данным, составляла тогда 1196 человек. Но когда через несколько суток на помощь к ним подоспели свои корабли и суда, в живых остался только 321 человек (из них пятеро вскоре скончались). По причине высокой секретности операции по доставке «Малыша» командование флота не располагало точными данными о месте нахождения корабля в момент его гибели. Моряков случайно обнаружил экипаж летающей лодки. Многие из них, но отнюдь не все, как иногда утверждается, стали жертвами акул, и данный эпизод был даже включен в сценарий фильма «Челюсти», снятого Стивеном Спилбергом.

«1100 человек оказались в воде, – вспоминает один из героев фильма, охотник на акул Квинт о своей службе на «Индианаполисе», – корабль затонул за 12 минут. А первая акула появилась через полчаса. 13 футов. У нас не было шансов – операцию так засекретили, что даже сигнал бедствия запретили подавать. Нас никто не искал. С первыми лучами солнца акулы пошли в наступление, а мы сбились в группы… Акула хватала ближайшего бедолагу, и он начинал визжать и вопить. Иногда акула уплывала, а иногда и нет. Иногда акула нападала, глядя прямо в глаза. Знаешь, у акул безжизненные глаза… К утру мы потеряли 100 человек, а знаешь, сколько было акул? Около тысячи, человек по шесть в час сжирали. На пятый день нас заметили с самолета, а через три часа подошел транспорт и нас начали спасать».

Безусловно, история не знает сослагательного наклонения. Но представьте, что Хасимото оказался на пути «Индианаполиса», когда на его борту были компоненты «Малыша», а самое главное – почти половина имевшегося на тот момент в мире обогащенного урана. Как бы пошла история? Рискнули бы американцы применить единственную свою оставшуюся ядерную бомбу по Нагасаки? Как знать, вполне возможно, что операцию пришлось бы отложить или и вовсе отменить.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Евгений Лесин

Елена Семенова

К 310-летию со дня рождения сатирика и дипломата Антиоха Кантемира

0
882
Их могло быть намного больше

Их могло быть намного больше

Виктор Леонидов

Русские страдания по Нобелевской премии

0
128
Любила красного, любила белого

Любила красного, любила белого

Александр Сенкевич

Римма Казакова, лирический поэт с обостренным гражданским чувством

0
68
Дело тяжкое и светозарное

Дело тяжкое и светозарное

Александр Возовиков

Смутное время не бывает сиропно-розовым

0
165

Другие новости

Загрузка...
24smi.org