0
1571
Газета Арт Интернет-версия

19.11.2008 00:00:00

Что такое мусульманское кино?

Валерий Емельянов

Об авторе: Валерий Емельянов, Казань - Москва

Тэги: казань, фестиваль, ислам


казань, фестиваль, ислам

«Ну не знаю я, что это такое – мусульманское кино», – развел руками режиссер Станислав Говорухин на одной из пресс-конференций в рамках III Международного кинофестиваля мусульманского кино «Золотой минбар», проходившего в прошлом году. А с 16 по 22 октября нынешнего года в Казани прошел уже IV фестиваль. Однозначного определения этому явлению культурной жизни пока не найдено, однако проект, судя по всему, будет иметь продолжение. Вопрос в том, какую роль в нем будет играть мусульманская религиозная составляющая.

Возникший в 2005 году фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар» был приурочен к 1000-летнему юбилею Казани, и стал своеобразным «мусульманским ответом кинофоруму «Золотой витязь» очевидно, являющемуся православным, хотя официально и не позиционирующим себя в качестве такового. Репертуар всех прошедших фестивалей «Золотой минбар» можно разделить на три блока картин. «Религиозно-дидактические» фильмы, сюжеты которых напрямую связаны с историей и идеями ислама; художественные ленты с явно прослеживающимся в них идейным исламским содержанием – чаще всего призы достаются именно им и документальные и художественные ленты снятые либо в странах мусульманского мира, либо этническими мусульманами: в этих фильмах присутствуют мусульманские мотивы, хотя не обязательно в религиозном, а, скажем, в культурном или этническом плане.

На последнем казанском кинофоруме под эгидой Российского Исламского Университета (РИУ) впервые, была организована конференция «Роль кинематографа в диалоге культур и конфессий». Выступивший на конференции известный историк-религиовед, ректор РИУ Рафик Мухаметшин предложил такое определение: «Мусульманское кино – это кино, в той или иной степени, связанное с мусульманской культурой». Это может выражаться по-разному: через тематику картин, через культурно-этническую принадлежность создателей, страну происхождения. Но надо помнить, что за понятиями «мусульманский», «исламский», несмотря на всю их универсальность, всегда в той или иной мере должны и будут стоять ключевые моменты именно религиозного плана, такие как строгий монотеизм и набожный, благочестивый образ жизни.

И если проанализировать некоторые из фильмов-победителей «Золотого минбара»-2008, то можно обнаружить, что призерами в основных номинациях стали картины, в которых заметно присутствует именно религиозное начало. Победителями в номинации «лучший полнометражный игровой фильм» стали две ленты: индийская кинокартина «Джодха и Акбар», режиссер Ашутош Говарике, и картина «Ми» для мамы», иранского кинорежиссера Расула Моллагалипура. Индийский фильм, выполненный в канонах «Болливуда», повествует о чрезвычайно интересном периоде истории Индии – правлении шаха Джелаладдина Акбара из династии Великих Моголов (XVI в).

На вопрос о том, является ли иранское кино «исламским» и существуют ли какие-то более-менее устойчивые критерии «исламскости» кинематографа пытался ответить Расул Садр Амели. Этот режиссер получил статуэтку «Золотого Минбара» в номинации «лучшая режиссерская работа» за фильм «Каждую ночь одиночества». Исламский характер кинофильмов демонстрируется и тем, что в них, по словам Расула Амели, удается продемонстрировать любовные чувства без поцелуев и эротических сцен. Этому девизу соответсвует и его картина «Каждую ночь одиночества». Главная героиня – радиожурналистка Атие; она не снимает хиджаба, даже, когда остается наедине с мужем. Супруги лежат на разных кроватях и перебрасываются весьма невинными фразами.

У фестиваля "Золотой минбар" есть одна особенность – это еще и ежегодный смотр молодой кинематографии Татарстана. Не стал исключением и нынешний, IV фестиваль. Татарстанские фильмы, преимущественно короткометражные, представляют собой произведения разного художественного уровня, причем далеко не всегда они вписываются в каноны мусульманской этики.

Нынешний фестиваль привлек большое число иранских кинематографистов, и было объявлено о начале реализации программы сотрудничества между ними и их татарстанскими коллегами. Возможно, в ближайшее время мы увидим плоды творческого синтеза исламского кино и советской секулярной школы кинематографа, представленной кинематографистами Татарстана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
993
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1691
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
1228
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
683

Другие новости