0
6
7154

Грачик Саруханян 19:57 20.03.2016

И вновь о местном самоуправлении

Посвещается выборам в сельских поселениях


Основополагающим стержнем местного самоуправления в  России является Федеральный Закон (ФЗ) № 131, принятый 06.10.2003 года. За 12 лет в этот Закон внесены изменения … аж 114 раз другими Федеральными законами. В последний раз 29 июня 2015 года ФЗ-204.
Цитируем первую статью Закона:
Статья 1. Местное самоуправление
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,  — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Теперь оглянемся вокруг и скажем (а лучше подумаем): «Есть ли у нас форма осуществления народом своей власти?» Ну, конечно, нет. И уже давно. Еще до  появления сити-менеджеров, которых официально называют главами администрации поселения.
Реформы местного самоуправления  не останавливалась не на минуту.   Были случае, когда просто,  тупо отстраняли от власти глав  поселении или  устраняли городские поселения, передав полностью их  полномочия в вышестоящее поселение. Потом поняли, что это уж чересчур, так как «…нет формы осуществления власти народом данного города», и заново восстанавливали их.
Но  сейчас, в основном, власти субъектов федерации (область, край, республика и  т.д.) стали проводить реформы по-новому, как бы не нарушая «основу конституционного строя», но… скорей по иезуитски, хитро-мудрым способом.
А  почему им не спится ночами, и замышляют они эти реформы в основном в обход Закона? Очень просто. Во-первых, по-человечески не хотят иметь дело с властью каждого чахлого поселения, ничего собой не представляющего. Типа сельского поселения, состоящего из 50-ти деревень с населением в 4 тысячи человек и имеющего бесконечное количество проблем. Там же есть деревни из нескольких домов и для людей требуется провести нормальную дорогу, свет, воду и т.д. и т.п.
И  что — им с каждым сидеть и заниматься? Формировать сбалансированный бюджет и  шаг за шагом следить за его исполнением? Делать нечего, что ли? Когда же  заниматься развитием области (края, республики), создавать инвестиционную привлекательность региона? Неужели увеличить штат работников еще на две единицы?
Ну  и второе. Главное. Решать вопросы на местах должны свои, подконтрольные люди. Чтоб, не дай бог, что-нибудь там… А то кризис, санкции, импортозамещение и всё такое. Можно сказать, страна на военные рельсы перешла. Вот закончится всё это, можно будет опять расслабиться и поиграть немного в демократию и законность. А  сейчас — ни в коем случае.
Почему-то мне всё это напомнило начало советской власти в стране. Гражданская война закончилась. Но враг не дремлет. Надо поднять экономику и промышленность, надо укрепить военный щит страны. И пошли красные комиссары в кожаных пиджаках и с маузерами на заводы. Конечно, там были директора, но… управляли-то комиссары.
И  сейчас как-то так идёт. Вот есть глава поселения, он же председатель Совета депутатов. Он проводит в месяц одно – два заседания Совета и может где-то там ленточку ножницами перерезать. Конечно, многие «от стыда» начали поголовно отказываться от зарплаты. Типа на общественных началах. Во имя … и за …
А  в это время, в результате демократически проведённого конкурса, выбирают сити-менеджеров. Комиссия по конкурсу, состоящая наполовину из депутатов поселения и наполовину из администрации субъекта, выбирает двоих лучших и  представляет их на Совет депутатов в качестве кандидатов для утверждения. Догадайтесь, как отсеивают ненужных кандидатов. Просто так, почти без объяснения.
Кроме всего этого, идёт укрепление власти на местах. Сплошь и рядом  городские депутаты добровольно передают полномочия городов в районные администрации. На  местах остаются депутатский корпус, глава города и три-четыре человека в штате для выполнения двух-трёх полномочий на местах. Буква Закона как будто соблюдена. Муниципальное образование в виде городского поселения имеется.
К  чему всё это приведет? Трудно сказать сейчас. Получаемая в итоге управляемая вертикаль власти, работающая в унисон с властью субъектов, с виду даёт даже  результаты: уменьшаются бюрократические волокиты чиновников, самих чиновников становится меньше. Быстро и оперативно решаются злободневные вопросы ЖКХ и т.д.
Только не понятно, а причём тут и куда делась «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации…». А нужна ли она, форма эта?
Может, пора создавать новый закон о местной власти?
Грачик Саруханян
20.03.2016

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции «Независимой газеты»;

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(6)


burn burn 16:41 31.03.2016

Автор//...стержнем местного самоуправления в России является Федеральный Закон.. .// Разве стержнем местного самоуправления не является местное население? На деле же есть местное население, но нет самоуправления. Вместо самоуправления - вертикаль самоуправства -> автор не понимает того, зачем в РФ законы - чтобы сказать у нас такие же законы как и в Европе, лишь бросить пыль в глаза, прикрыть срамоту.

Грачик Саруханян 19:54 31.03.2016

Я же говорю об этом. Надо такой закон, который работал. Я работал 5 лет зам. главы города, и пол года и.о. главы. у нас почти 45 полномочии, а деньги на 20. Даже тушить пожар - наше. Чуть что - тычят тебе в нос - Ты что? 131 закон не читал?

burn burn 17:04 01.04.2016

Ваши требования к центру вполне понятны - одни обязанности, но нет прав - как так? Но центр таких прав вам не даст не потому что не хочет, он не может. Ведь как центр будет управлять? - Ему надо держать регионы, местную власть в подвешенном состоянии. Отсюда, в том числе, вакханалия законодательства. Если же на вопрос посмотреть шире - вообще откуда взялась тема о самоуправлении? Когда в последний раз центр реально намеревался предоставить больше полномочий регионам? В свое время Ельцин

burn burn 17:07 01.04.2016

В свое время Ельцин утверждал: "Берите суверенитета столько, сколько сможете унести". Однако с началом Чеченской войны тенденция начала меняться, а с 2000 года началось собирание земель и выстраивание вертикали власти. С лихих 90-х и досталось нам законодательство о местном самоуправлении - сейчас формальное. Выстроенная вертикаль упразднила "удельные княжества". Поэтому центр не предоставит реальных прав (или ограничение вертикали), а ведь этого вы в сущности добиваетесь, и просить об этом

burn burn 17:08 01.04.2016

и просить об этом глупо - зачем, с точки зрения центра, возвращаться в 90-е, зачем опускаться, когда Россия встает с колен.

Грачик Саруханян 18:44 01.04.2016

И все же, все формальные вопросы надо оформить надлежащем образом. Если у бабушки сгорела старая хата, то кто должен ее разместить и куда?, кто сделает опашка вокруг поселения? кто очистить озеро для купания летом и если ни дай бог, кто ответить и море вопросов. Надо просто четко сказать кто за что отвечает. У меня был случае, звонят с области и срочно требуют ответить сколько свинья в городе, сколько гусей и баранов. А мы то откуда знаем. И попробуй сказать не знаешь.....



Другие записи автора


23:36 25.02.2024

Мы.