0
2388
Газета Люди и положения Интернет-версия

07.06.2013 00:01:00

Люди бьются за рекорд

Тэги: Лондон, торги


Лондон, торги Полотно Ильи Машкова установило на торгах новый ценовой рекорд. Фото пресс-службы Chrisite’s

В Лондоне прошла традиционная Неделя русских торгов. Общее настроение – оптимистичное: несмотря на последние разговоры о кризисе и нередкие жалобы галеристов на снижение спроса, похоже, у аукционных домов все в порядке. Открыли неделю гиганты – аукционные дома Sotheby,s и Christie,s,  оба успешно: высокий общий результат торгов и несколько достойных крупных продаж. Это изрядно заставило поволноваться их младших конкурентов Bonham,s и Macdougall,s – покупательского запала клиентов не всегда хватает до конца недели. Впрочем, в этот раз торги разместились компактно в три дня, и Bonham,s и Macdougall,s на результаты торгов отнюдь не жаловались. 
На Bonham,s так и вовсе произошел невиданный прорыв – обычно располагающий работами низкой и средней ценовой категории, в этот раз у него самая громкая продажа недели. Среди неплохо расходившегося декоративно-прикладного искусства (например, одна только серебряная с эмалью шкатулка от Хлебникова ушла за 420 тыс. фунтов) финансовым пиком возвысился главный топ-лот. Работу Николая Рериха «Труды Богородицы», которую изначально оценивали в 940 тыс. – 1,4 млн., продали покупателю в зале за 7,8 млн. фунтов. 
Теперь это самое дорогое произведение не только самого Рериха, но и в принципе любого русского художника, проданного на русских торгах. То есть рекорд не абсолютный, но для Bonham,s крайне важный. Само полотно написано в 1931 году темперой по холсту. Оно входит в цикл, идея которого была подсказана женой художника Еленой, и иллюстрирует один из апокрифов. До этого оно было известно только по фотографиям и поздним вариантам, которые хранятся в Риге и Нью-Йорке. Рерих задумал осуществить синтез иконографических представлений о Богоматери и создать собирательный образ женщины-матери, спасительницы всего человечества. Помимо философской идеи полотно еще и просто очень красиво.
Его успех подчеркивается еще и тем, что двумя днями ранее ровно такую же сенсацию принес дом Christie,s. «Натюрморт с фруктами» Илья Машкова, темное, но типичное для художника полотно, дом привозил в Москву на предаукционную выставку. Изначально его оценили в 1–1,5 млн. фунтов, но после пятиминутной борьбы покупателей по ту сторону телефонных линий новый владелец оказался готов выложить за него 4,7 млн. фунтов. Довольно дорого, если учесть, что работа не самая впечатляющая для творчества художника. Впрочем, ее никогда не чистили и не реставрировали, так что под слоем лака произведение может оказаться гораздо ярче. К тому же работ «Бубнового валета» на рынке все меньше, а уж таких, которые бы участвовали в первой выставке объединения, тем более. 
Возвращаясь к Bonhams, продажа Рериха оказалась не единственным успехом дома. За 2 млн. фунтов купили работу Александра Волкова «Дети-музыканты», эстимейт которой составлял изначально 200–400 тыс. фунтов. Замечательное по качеству произведение никак особо не представляли, разве что вынесли на обложку каталога. Но такие произведения Волкова на рынке редкость, и ценители нашлись.
Не отстает от этих результатов и дом Macdougall’s, который провел свой аукцион в тот же день. Один из его топ-лотов – гатчинский пейзаж Ивана Шишкина – продали за 2,1 млн. фунтов, немного больше эстимейта, установив таким образом рекорд на работы художника. Важнейший лот торгов «Странники. За Волгой» Михаила Нестерова, от которого ждали много, ушел за 1,89 млн. фунтов при эстимейте 1,4–3 млн.  Оба полотна с хорошим провенансом и интересной историей (так, про «Странников» рассказывают, что размер работы обусловлен размером спинки дивана, за которым якобы Нестеров прятал холст на опасную в те непростые времена тему). Дом привозил их в Москву и всячески расхваливал, и результат этой работы очевиден. Помимо этого удачно продали «Летнее утро в Охотино» Константина Коровина, ранее находившееся в коллекции первого консула Чехословакии в Риге, полковника Йосифа Кошека (747 тыс. фунтов в рамках эстимейта), а также «Вид на Венецианскую лагуну» Алексея Боголюбова (474 тыс. фунтов). Всего дом заработал 9,4 млн. фунтов.
Так что третий день показал, что клиенты не только не растратили деньги, но и сохранили покупательский азарт. И это несмотря на то, что и первые два дня прошли бодро. Две сессии Christie,s миллионных лотов больше не приносили, но удачных продаж было много. Вторая работа, которую Christie,s привозил в Москву, – пейзаж из серии «Святыни и цитадели» Николая Рериха – тоже была продана, хотя и дешевле ожидаемых 500–700 тыс. фунтов – за 481 тыс. Неплохо продались полотна Николая Фешина (385 тыс. фунтов) и Роберта Фалька (325 тыс. фунтов). Полностью купили и остатки наследия крайне редкой художницы Марии Якунчиковой – итоговая стоимость десяти работ составила 172 тыс. фунтов. Особенно любопытное лоскутное панно, сделанное по ее эскизу и участвовавшее во Всемирной выставке в Париже в 1900 году (97 тыс. фунтов). Всего дом заработал 12,4 млн. фунтов. 
Sotheby,s тоже заработал неплохо – только на вечерних торгах он получил 8,7 млн. фунтов, добавьте сюда почти 8 млн. за дневную сессию и декоративно- прикладное искусство и несколько сотен тыс. фунтов за торги фотографией. На дневных торгах тоже громкая, хотя и не слишком неожиданная продажа. Гуашевый портрет Анны Ахматовой работы Юрия Анненкова вырос в цене с 150–200 тыс. фунтов до 900 тыс. Фактически повторив успех другого портрета – полгода назад его образ Мейерхольда ушел за 1 млн. фунтов. 
Самым дорогим на вечерних торгах стал двойной портрет кисти Николая Фешина, на котором он изобразил дочь и жену. Цена поднялась вдвое, несмотря на то что эта работа уже американского периода, – с 500–700 тыс. до почти 1,5 млн. фунтов. Эту работу Sotheby,s показывал в Москве. Многие другие лоты с той выставки также нашли покупателей: «Искушение» Ладо Гудиашвили ушло за 782 тыс. фунтов, кубистический  женский портрет Натальи Гончаровой – за 662 тыс. фунтов (впрочем, едва поднявшись над нижней планкой эстимейта). 
Впрочем, несмотря на все эти успехи, показатели русской недели далеко не всегда имеют отношение к российскому арт-рынку. Те же работы, что продаются за сотни тысяч и миллионы в Лондоне, могут вовсе не находить покупателя в Москве. Причины этой странности – экономические, психологические или социальные – пока остаются загадкой. Насколько загадкой остается сложное развитие самого арт-рынка, подверженного не только общемировым финансовым колебаниям, но и эмоциональным всплескам в головах и сердцах любителей искусства. 

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
729
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
845
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1057
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
819

Другие новости