0
5814
Газета Люди и положения Интернет-версия

21.11.2014 00:01:00

Пляжный сезон длиною в жизнь

Тэги: росфото, петербург, пляж, жизнь, фотография, британия, парр, культура, снимок, документалистика, выставка


росфото, петербург, пляж, жизнь, фотография, британия, парр, культура, снимок, документалистика, выставка Английскому фотографу удается запечатлеть странности и нелепости поведения на пляже.

В государственный музейно-выставочный центр «Росфото» в Санкт-Петербурге до конца ноября привезли проект британского фотографа-документалиста Мартина Парра Life's a beach («Жизнь – это пляж»). Несколько десятков снимков о пляже как о социальном явлении и зеркале современности – итог многолетней работы фотографа, родившегося в стране, где от этого явления никуда не убежать. «В Великобритании, где бы вы ни находились, невозможно быть дальше 75 миль от побережья. В Соединенных Штатах развита уличная фотография, а у нас в Соединенном Королевстве есть пляж», – говорит Мартин Парр. Увлеченность фотожурналиста пляжными ритуалами и традициями превратила его в одного из известнейших современных фотографов, профессора фотографии в Университете Ульстер в Северной Ирландии и автора более чем 80 книг.

Достичь подобного признания и стать фотографом-документалистом Парр мечтал с детства и, не теряя времени, шел к своей мечте с 14 лет. Переезжая в разные города Великобритании и путешествуя по миру, он никогда не прекращал делать снимки, изредка меняя лишь методы и объекты своей съемки. Поначалу его работы были черно-белыми: цветные фотоснимки в 1970-е годы ассоциировались скорее с чем-то несерьезным и близким к коммерческой рекламе. Но вскоре Парру удается превратить такую ассоциацию в свое преимущество. 

Поворотной точкой в карьере фотожурналиста стал именно переход к цветной съемке. В 1982-м они с женой перебрались на северо-запад Великобритании, в курортный Валласей. Вдохновленный красочными работами американцев Джоэля Мейеровица и Стивена Шора и британцев Питера Фрэйзера и Питера Митчелла, он начинает через объектив фотокамеры следить за отдыхающими на море. Живые и эксцентричные снимки постепенно приносят Парру известность. В 1994 году он становится членом Magnum Photos, что, однако, не раз подвергалось критике. По мнению коллег Парра, для агентства репортажной фотожурналистики его фотографии были слишком провокационными и высмеивающими действительность. 

Сам Парр говорит, что, следя за особенностями досуга разных социальных классов, делает акцент скорее не на их высмеивании, а на поиске диссонанса: «Основное, что я постоянно исследую, – это разница между мифологией места и той реальностью, в которой оно пребывает». Он видит эту разницу всюду, но особенно явной находит ее именно на пляже, где люди могут расслабиться, побыть самими собой, в то же время демонстрируя при этом легкую эксцентричность. 

Найденный Парром диссонанс в пляжном отдыхе порождает соответствующую реакцию и у зрителей. Ранее присущая исключительно рекламным снимкам красочность и пляжная тематика в его работах смешивается с жизнью такой, какая она есть. Райская и идеализированная мифология побережья, созданная медиа, сталкивается с неприглядной и рутинной действительностью в присущей фотографу остросоциальной манере передачи увиденного.

Рекламная красочность снимков Мартина Парра смешивается с реальной жизнью.	Фото предоставлены пресс-службой «Росфото»
Рекламная красочность снимков Мартина Парра смешивается с реальной жизнью. Фото предоставлены пресс-службой «Росфото»

Начав на родном британском побережье, в поисках такого «пляжного диссонанса» Парр в итоге отправляется и в другие части мира. Так, повседневность отдыхающих у моря становится главным объектом его съемок, в итоге превратившись в новый проект Life's a beach, который привезли в «Росфото». В новой экспозиции Парр продолжает балансировать между документалистикой и субъективным сарказмом, играя не только со словами в названии серии снимков, но и с содержанием представленных кадров.

В предисловии к своему альбому, который лег в основу новой пляжной экспозиции, фотограф пишет: «Вы можете многое узнать о стране, просто взглянув на ее пляжи: в разных культурах пляж представляет собой то самое общественное место, в котором можно пронаблюдать за всем абсурдом и странностями национального поведения». Время и место съемки оказываются главным контекстом для проявления комичности запечатленных ситуаций. Почти под каждым кадром лишь название точки на карте и год: «Кнокке. Бельгия. 2001», «Озеро Гарда. Италия. 1999», «Уэймут. Англия. Великобритания. 2000»... Исключение составляют лишь несколько более ранних снимков, под которыми фотограф подробнее описывает свой замысел, например: «Девочка играет на пляже с флагами Великобритании. Уэймут. Англия. Великобритания. 1998» или «Британский таблоид, пляж. 1991». За более чем 20 лет Парру удается запечатлеть странности и нелепости поведения во всей их полноте: как с точки зрения раскрытия тематики, так и с позиции географии. Он иронично изучает все удивительные аспекты пляжного отдыха: от уругвайской традиции пить чай мате прямо на песке до переполненного японского искусственного курорта-бассейна. 

С разных точек зрения Мартин Парр демонстрирует абсурдность и порой неуместность некоторых обычаев и традиций современного западного общества. На запечатленных им пляжных сценах – удивительная совместимость несовместимого: босые чистильщики ушей на Гоа рядом с отдыхающими дорогих отелей, дети, играющие в окружении пустых пластиковых бутылок и прочего мусора. Сцены на фотоснимках Парра отчасти напоминают работы первых импрессионистов, которые в поиске легкой световоздушной среды отправлялись на побережье. В конце XIX столетия, в подобное сегодняшнему дню время социальных изменений и контрастных расслоений в обществе, они нередко изображали на своих полотнах сцены курортной жизни. Один из предшественников импрессионизма и учитель Клода Моне, Эжен Буден, родился в Нормандии в семье моряка и был особенно увлечен такими мотивами. Запечатленные им на фешенебельных пляжах Трувиля отдыхающие в элегантных темных одеждах сидят на специально принесенной мебели в окружении прислуги. Всем своим видом они ярко выделяются на фоне бесконечного океанского берега и серо-голубого неба. Крупными мазками и мрачными тонами красок Буден противопоставляет громоздкие силуэты окружающей их природной идиллии, пытаясь найти в этом некоторый баланс или же его отсутствие. Так и Парр спустя более чем столетие, вероятно, пытается через призму пляжных зарисовок понять, насколько гармонично современное общество с его нормами и ритуалами и возможна ли эта гармония как таковая.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
777
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
816
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1070
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
775

Другие новости