0
5533
Газета Люди и положения Интернет-версия

10.04.2015 00:01:05

Союз роскоши и точности

Сергей Сафронов

Об авторе: Сергей Владимирович Сафронов – обозреватель «НГ» по Швейцарии.

Тэги: выставка, часы, базель, швейцария, качество, коллекция, бренд


выставка, часы, базель, швейцария, качество, коллекция, бренд Посетителей выставки поражали как экспонаты выставки, так и ее масштаб. Baselworld считается третьим по величине выставочным мероприятием в Швейцарии. Фото с сайта www.baselworld.com

В конце марта 2015 года в Базеле, третьем по величине городе Швейцарии, прошла 43-я международная выставка часов, ювелирных изделий и драгоценных камней, сокращенно называемая Baselworld. Наряду с грандиозным смотром современного искусства (Art Basel) и женевским автосалоном, Baselworld несомненно можно считать важнейшим выставочным мероприятием, ежегодно проводимым в Швейцарии и имеющим мировое значение.

Одной из отличительных черт Baselworld является ее демократический характер: в нем участвуют не только крупнейшие часовые и ювелирные фирмы, миллиардеры и мультимиллионеры, но и представители мелких и средних мануфактур.  В этом году свою продукцию продемонстрировали 1500 фирм из более чем  60 стран.

Рассчитанная прежде всего на бизнесменов и специалистов, Baselworld открыта и для широкой публики, правда, при довольно высокой цене билетов – 60 франков на один день или 150 франков на весь восьмидневный период работы выставки. В 2015 году ее посетили около 150 тыс. человек из 100 стран.

Растущий интерес к Baselworld проявляют представители СМИ, справедливо рассматривая часы и ювелирные украшения как наиболее массовые потребительские товары длительного пользования.  В 2015 году было аккредитовано рекордное число  журналистов –  4000 из  70 стран. При этом существенная часть журналистов приезжает не только за информацией, но и с целью найти рекламодателей для своих изданий, поскольку часовые и ювелирные фирмы занимают одно из первых мест по расходам на рекламу, особенно в глянцевых журналах.

Baselworld-2015 проходила в период сложной конъюнктуры на мировом рынке часов и ювелирных изделий. Замедление роста экономики в Китае, напряженная геополитическая обстановка, неустойчивость валютного курса – все это сдерживало спрос, особенно на изделия в высоких ценовых категориях. Ну а швейцарские фирмы, работающие в основном на экспорт, испытали серьезные дополнительные трудности в связи с повышением курса франка, вызвавшим снижение конкурентоспособности их продукции, особенно в Европе.

Несмотря на это, экспорт часов из Швейцарии в 2014 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 1,9% и достиг 22,2 млрд франков. На протяжении 2014 года темпы роста экспорта швейцарских часов существенно замедлились: с 3,1% в первом полугодии до 0,8% во втором, причем в ноябре-декабре прошлого года наблюдалось сокращение экспорта на 2,5%. В 2015 году Федерация швейцарской часовой промышленности не ожидает роста экспорта, который в лучшем случае может остаться на уровне прошлого года.

Бренд Graff Diamonds щедро украcил свои часы драгоценными камнями.	Фото Reuters
Бренд Graff Diamonds щедро украcил свои часы драгоценными камнями. Фото Reuters

В борьбе за швейцарское суперкачество

Наиболее яркие и содержательные экспозиции, как обычно, можно было увидеть в главном павильоне «Глобальные бренды». Здесь было представлено несколько широко известных фирм из Японии, Италии, Германии, Франции, США и Великобритании, но явно доминировали швейцарские компании. Среди них особенно выделялась тройка независимых фирм из Женевы – Rolex, Patek Philippe, Chopard, а также входящие в группу Swatch фирмы Breguet, Harry Winston, Longines, Omega,Tissot  и входящие в группу LVMH  фирмы TAG Heuer, Hublot, Zenith.  Около 20 известных фирм, в основном входящих в швейцарский холдинг Richemont, предпочитают демонстрировать свою продукцию в январе на женевском салоне высокого часового искусства и в Базеле не выставляются (например, Cartier, Vacheron Constantin,  Piaget, Jaeger-LeCoultre, IWC, Roger Dubuis).

Преобладание швейцарских фирм на выставке неудивительно, так как отражает их многолетнее лидерство на мировом рынке часов. Популярность Swiss Made  привела к тому, что в Швейцарии стали появляться  новые производители часов, в том числе принадлежащие иностранному капиталу. Общее число фирм, выпускающих часы Swiss Made, превысило три сотни, в связи с чем возникла угроза девальвации этого названия, особенно нежелательная при  растущей конкуренции со стороны немецких, японских, американских, а в последнее время и китайских компаний.

В этих условиях, как показала Baselworld, ведущие швейцарские фирмы приняли несколько согласованных мер, которые можно условно назвать движением по направлению к  Swiss Made плюс. В частности, стало чаще применяться женевское клеймо – знак соответствия повышенным требованиям в отношении качества механизма. Все большее число хронометров подвергается особым испытаниям на точность хода для получения сертификата COSC, создан новый фонд Qualite Fleurier, требующий для получения своего сертификата соответствия самой строгой технической и эстетической характеристики.

Лидером в борьбе за укрепление репутации швейцарских часов проявил себя  Chopard.

Эта фирма представила в Базеле хронометр LUC Tourbillon, единственные в мире часы, имеющие три знака качества – женевское клеймо, сертификат COSC и Qualite Fleurier.

О введении еще одной, совершенно новой антимагнитной сертификации было объявлено в Базеле фирмой Omega. На ее стенде среди новинок можно было увидеть  модель Seamaster Co-axial, способную без ущерба для точности хода выдерживать магнитное поле в 15 тыс. гаусс. По мнению экспертов, в связи с быстро растущим электромагнитным загрязнением среды показатель антимагнитной защищенности часов скоро может стать столь же распространенным, как и показатель степени их водонепроницаемости.

Фирма Frederique Constant уверенно продвигается в разработке смарт-часов. 	Фото с сайта www.frederique-constant.com
Фирма Frederique Constant уверенно продвигается в разработке смарт-часов. Фото с сайта www.frederique-constant.com

Умные часы, или смарт-часы

Представляется, что Baselworld-2015 может войти в историю часовой промышленности как начало распространения так называемых умных часов, которые по аналогии со смартфонами называют также смарт-часы (smartwatch).

Быстрый технический прогресс в сфере информатики, и прежде всего успехи миниатюризации, позволяют уместить многие функции смартфонов в часовом корпусе средних размеров. Естественно, что Samsung, Sony, несколько американских фирм из Силиконовой долины и десяток известных швейцарских часовых фирм начали разработку смарт-часов – своего рода уменьшенных смартфонов для ношения на запястьях. Предполагается, что постепенно смарт-часы смогут вытеснить смартфоны, как в свое время наручные часы вытеснили часы карманные.

Судя по экспозиции в Базеле, дальше других в разработке смарт-часов продвинулись фирмы Tissot, Swatch, Alpina, TAG Heuer, Frederique Constant. Так, Tissot  уже выпустила в продажу многофункциональные тактильные часы, работающие на солнечной энергии.

Swatch запланировала начать летом этого года продажу модели Touch Zero One на батарейке со сроком действия девять месяцев. Alpina освоила модель Horological Smartwatch на батарейках, способных работать до двух лет.

О далеко идущих планах в области умных часов заявило в Базеле руководство TAG Heuer. Эта фирма заключила соглашение о техническом сотрудничестве сразу с двумя американскими гигантами в области информатики, Google и Intel, и предполагает к концу 2015 года выпустить первые в мире смарт-часы люксовой категории.

 Ювелирные авторучки

В павильоне «Международные бренды» среди многочисленных экспозиций часов и ювелирных изделий непривычно смотрелся стенд Caran d,Ache, на котором не было ни того, ни другого. Эта семейная женевская фирма, отмечающая 100-летие, представила широкую гамму пишущих инструментов высшей ценовой категории, получивших название haute ecriture  по аналогии с haute couture или haute horlogerie.

Хитом экспозиции были люксовые перьевые и шариковые авторучки серии Spirit of Switzerland, изготовленные к юбилею в количестве всего 100 пронумерованных экземпляров. Их корпус украшен искусно вырезанным из серебра рельефным изображением традиционных символов Швейцарии: горные вершины, альпийские пастбища, коровы, часы, сыры,  собаки сенбернары. Каждый предмет этой серии украшен горным хрусталем с рутиловым вкраплением, создающим мерцающий эффект.

Еще одним юбилейным экспонатом была серия Oberalp по названию живописного перевала в Швейцарских Альпах, являющегося водоразделом между Рейном и Роной, между бассейнами Северного и Средиземного морей. Поскольку высота этого перевала 2044 м,  серию Oberalp лимитировали 2044 экземплярами. Ручки имеют шестигранный корпус, причем на трех гранях выгравированы эдельвейсы, а на остальных – сцены из жизни в Альпах. Все предметы юбилейной серии имеют международную пожизненную гарантию качества.

Хитом экспозиции Caran d,Ache были люксовые перьевые и шариковые авторучки серии Spirit of Switzerland. 	Фото с сайта www.carandache.com
Хитом экспозиции Caran d,Ache были люксовые перьевые и шариковые авторучки серии Spirit of Switzerland. Фото с сайта www.carandache.com

Пока неизвестно, собирается ли Caran d,Ache начать выпуск наручных часов, как это сделал, например, другой известный производитель люксовых пишущих инструментов – итальянская Montegrappa. В Базеле эта фирма со 100-летней историей выставила новые модели механических и кварцевых часов оригинального дизайна. Отметим, что производство сразу нескольких предметов роскоши, образующих своего рода фирменный комплект, дает большой синергетический эффект в маркетинговой деятельности и  практикуется  многими фирмами,  участвовавшими в  Baselworld.

Объединение производства часов и ювелирных изделий – явление распространенное. Ярким примером такой интеграции явилась экспозиция Chopard, где среди почти 100 экспонатов можно было увидеть сложнейшие механические часы без каких-либо ювелирных украшений, дамские кварцевые часы из белого золота с бриллиантами общим весом 21 карат,  кольцо с уникальным турмалином в 41,57 карата в бриллиантовом окружении и серьги с грушевидными рубинами в 46,52 карата и бриллиантами общим весом 9,13 карата.

Интересные коллекции представили ювелирные фирмы, сравнительно недавно освоившие высокое часовое искусство, например, Harry Winston, Graff Diamonds, Faberge. Часовые фирмы щедро украшают свои изделия драгоценными камнями и продолжают осваивать производство ювелирных изделий. Так, Omega представила среди новинок гламурную серию Flower – серьги и ожерелье из белого золота.

Многочисленные мелкие и средние ювелирные фирмы выставили сотни  изделий, которые при всем разнообразии позволяют обнаружить некоторые общие тенденции. Прежде всего это преобладание романтизма, мягких линий, пастельных тонов, цветочных мотивов. Получило распространение розовое золото, удачно гармонирующее с вошедшими в моду цветными драгоценными камнями и материалами белого цвета. Из полудрагоценных камней чаще других встречались турмалин, розовый кварц, халцедон, аквамарин, аметист. В целом отмечалось дальнейшее сближение тенденций моды на  украшения и на одежду.

Очередные выставки Baselworld пройдут 17–24 марта 2016 года и 23–30 марта 2017 года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
833
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1041
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1344
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
926

Другие новости