0
6860
Газета Люди и положения Интернет-версия

20.05.2016 00:05:00

Иконы стиля Страны Советов

Тэги: выставка, кино, мода


выставка, кино, мода Автор выставки Александр Васильев проводит экскурсию для журналистов. Фото Кирилла Смирнова предоставлено пресс-службой ВДНХ

Выставка «Кино и моды. Платья знаменитых киноактрис из фонда Александра Васильева» можно считать приуроченной к Году кино в России, хотя, по словам историка моды, это была больше его инициатива сделать такую экспозицию. В пространстве павильона «Оптика» на ВДНХ собрано около 80 платьев и 300 аксессуаров, которые наглядно иллюстрируют историю отечественного кино от первых шагов немого кинематографа до настоящего времени. Хронологический порядок было достаточно сложно соблюдать, ведь некоторые актрисы имели продолжительную творческую карьеру, и в какой раздел отнести ту или иную вещь решить было непросто.

Кинозвезды задавали тон в моде, влияя на вкусы миллионов женщин, но они могли играть на протяжении 30–50 лет, соответственно их гардероб включал элементы разных эпох. Некоторые из представленных вещей актрисы надевали в жизни или на светские приемы, другая часть «засветилась в кино». Иконами стиля ХХ века в нашей стране были Алиса Коонен, Любовь Орлова, Алиса Фрейндлих, Анастасия Вертинская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Людмила Гурченко, Людмила Целиковская, Майя Плисецкая, Наталья Селезнева, Наталья Фатеева, Татьяна Шмыга и др. Кинофильмы и журналы, открытки и постеры с их изображениями служили своеобразной «азбукой моды». (Фотооткрытки с портретами популярных театральных актеров появились в 1890-х годах, а начиная с  эпохи НЭПа стали выпускать открытки с изображениями западных звезд: Глории Свенсон, Полы Негри, Мери Пикфорд, которые продавались рядом с изображениями советских знаменитостей.) Звездам подражали, на них равнялись, пытаясь копировать новую укладку, макияж, крой и цвет платья, форму шляпы и модель обуви. 

Выставка на ВДНХ представляет возможность заглянуть в гардероб кумиров разных эпох и узнать, что они носили, следовали ли модным тенденциям и каким брендам отдавали предпочтения. Экспозиция начинается с воссозданного образа популярной киноактрисы немого кино Веры Холодной. Воссозданного, так как почти ничего из ее вещей не сохранилось. Она умерла в Одессе, а квартира была разграблена, наряды уничтожены. Но в Константинополь эмигрировала родная сестра Веры Холодной, которая  и увезла с собой несколько предметов ее гардероба. В Стамбуле сейчас живет внучка актрисы, которую так же зовут Вера Холодная, и она сохранила вуалетку, шляпку и перчатки, меха, что вкупе с платьем 1917 года, подходящим по стилю, стало воссозданием легендарного образа киноактрисы. 

Иные судьбы у двух других актрис немого кино – Натальи Кованько и Натальи Лисенко, которые сумели эмигрировать за границу, где их ждала звездная карьера и слава в Париже и Берлине 1920-х годов. Наталья Лисенко, например, одевалась у Поля Пуаре, и в одном из своих фильмов она появляется исключительно в костюмах этого знаменитого кутюрье. А Кованько вышла замуж за режиссера Туржанского, очень востребованного в Берлине до войны, была богата и скончалась в Риме. Их образы тоже воссозданы по фотографиям того времени: на манекене, представляющем Лисенко, – платье в стиле модерн, расшитое стеклярусом и манто из шелкового панбархата дома моды Patou, а «Кованько» одета в прогулочный тальер из плюша и горжетку из горностая.

Почти все звезды советского кино жили в одном доме на Котельнической набережной, там им были выделены малогабаритные трехкомнатные квартиры и места для гардероба почти не было. 

Лидия Смирнова соседствовала с Мариной Ладыниной и Кларой Лучко, Галиной Улановой и Людмилой Зыкиной. Смирнова не имела детей – отсутствие наследников вообще характерная особенность для многих советских киноактрис, и поэтому сейчас очень сложно найти подлинные вещи, некогда принадлежавшие актрисам прошлого.  Для Смирновой шил Вячеслав Зайцев, но это уже было на закате жизни актрисы,  фонду Васильева досталось платье 1940-х годов из фильма «Моя любовь».

С гардеробом Любови Орловой судьба обошлась жестоко. После ее смерти родственники решили выкинуть все ее вещи на помойку, так как, по их мнению, они захламляли квартиру. Любовь Орлова любила белый цвет, она была крашеной блондинкой, и этот цвет казался ей очень звездным. Палантин из горностая, принадлежавший Орловой, подарила Васильеву Рената Литвинова, получив его в наследство в числе вещей, списанных из «Мосфильма». Орлова первым браком была замужем за представителем меховой западной фирмы, она очень любила иностранные меха. И в ту пору она уже имела горностаевую шубу, горностай – это королевский мех, и его присутствие в гардеробе говорит о статусе владелицы. Благодаря гонорарам Орлова могла позволить себе все. Здесь же фотографии, афиши, перчатки и серебряные туфли актрисы. 

Иные вещи привлекали знаменитую Золушку – Янину Жеймо. Молодость актрисы (ее рост, кстати, был всего 148 см) прошла в цирке и только потом она попала в кино. «Собирая вещи звезд, – говорит Васильев, – можно выработать формулу их личного вкуса. Мы видим цвета, которые предпочитает человек, отделки, характер, тут очень все маленькое, миниатюрное, как будто детское, а напротив – витрина Орловой, где все по-королевски пафосное». 

Вкус Лидии Смирновой оказывался совершенно просоветским, у нее не было ни одной иностранной вещи, а любимыми духами были «Красная Москва». Интересно, что у актрисы, прошедшей войну, была странная, но вполне объяснимая, фобия – она собирала куски разного советского мыла. При выборе цветов она предпочитала контрастное сочетание красного и черного.  

Детективная история связана с именем драматической актрисы Евдокии Турчаниновой, которая родилась в 1870 году и прожила 93 года. Наследников у нее не было, а гардероб, уже к советскому времени немодный, она привезла на дачу, которая стояла заброшенной, пока там не прохудилась крыша и соседи не открыли для Васильева дом и вскрыли сундуки, где было все, вплоть до чулок и старинных платьев с корсетами.

Привлекает внимание элегантный сценический костюм примы Театра имени Евгения Вахтангова Юлии Борисовой. В этом платье актриса, отметившая в прошлом году свое 90-летие, играла роль польской певицы Гелены в легендарном спектакле «Варшавская мелодия» в постановке Рубена Симонова. Платье выполнено из бархата и отделано фрагментами бисерной вышивки в стиле модерн, снятой со старинной шали.

Особое место в экспозиции занимают вещи из гардероба актрисы Татьяны Самойловой, прославившейся после фильма «Летят журавли», она очень любила сочетание черного и золотого и имела большую страсть к часам. К сожалению, актриса практически не снималась в кино (ее не любил Никита Хрущев) и не выходила в свет, а ранние наряды Самойловой, в том числе платье, в котором она блистала на Каннском кинофестивале, бесследно пропали после многочисленных ремонтов в ее квартире. Строители демонтировали антресоли и вынесли на мусорную свалку, как им показалось, весь хлам, хранившийся там, – наряды прошлых лет. Наталья Фатеева, соседка Александра Васильева по дому на Фрунзенской набережной, передала ему дюжину своих самых прекрасных туалетов 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого века. В экспозиции есть платье (розовый шифон с набивным рисунком и элегантным жабо), в котором она была на IX Московском международном кинофестивале, прошедшем в 1975 году.

В числе интересных экземпляров коллекции – платье из жаккардовой ткани с атласной отделкой 1976 года, созданное для Любови Полищук специально к фильму режиссера Марка Захарова «12 стульев»; свадебное платье Светланы Светличной и любимые шляпки Ольги Аросевой.

Привлекает внимание алое коктейльное платье из нейлона Клары Лучко, в котором актриса появилась в 1955 году на Каннском кинофестивале, представляя картину «Возвращение Василия Бортникова». Оно было сшито специально для Клары Степановны в Общесоюзном доме моделей на Кузнецком Мосту. Советская артистка не затерялась среди своих иностранных коллег по кинематографическому цеху – платье произвело фурор. Из-за цвета и объема европейские СМИ прозвали его «красной бомбой». Александр Васильев неоднократно просил Клару Лучко отдать ему «красную бомбу», но актриса отшучивалась: «Что вы, Сашенька, я ведь с тех пор нисколько не прибавила в весе, платье мне впору!» Однако после смерти актрисы ее дочь решила подарить знаменитое платье Александру Васильеву.

«Красная бомба» – не единственная вещь на выставке, которая связана с поездками знаменитых артисток в составе советских делегаций на европейские кинофестивали. Здесь впервые можно увидеть парижское бальное платье, в котором актриса Людмила Целиковская получила приз «Серебряный лев святого Марка» 1-й степени на Венецианском кинофестивале 1955 года за роль Ольги Дымовой в фильме «Попрыгунья».

«Быть кинозвездой в советское время, по словам Александра Васильева, – это несчастье. Они знамениты короткое время, а затем никому не нужны и забыты». Эти слова во многом относятся к Валентине Серовой, от некогда прекрасного гардероба которой не осталось практически ничего.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
691
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1168
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
856
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
448

Другие новости