0
1386
Газета Кино Печатная версия

29.07.2010

Хлеб-соль

Тэги: кино, премьера, фильм, прокат


Несмотря на то, что Анджелина Джоли ≈ одна из совсем немногих актрис, «на которых» идут в кино и которые, соответственно, сами по себе могут собрать кассу, ее присутствие в «Солте» никак не является ключом к фильму. Ну да, единственная актриса, способная сыграть суперагентессу в кассовом фильме. Но тут надо иметь в виду, что ее роль изначально предназначалась Тому Крузу, и это должна быть не Лара Крофт в роли Бонда, а «Миссия невыполнима», перекроенная под политические обстоятельства сегодняшнего дня. Но Круз сниматься отказался, агента Солта пришлось перекроить под агентессу, а ощущение заменимости главного героя осталось.

Агентесса ФБР и специалист по России Эвелин Скотт (Джоли) допрашивает пришедшего с повинной подозрительного субъекта по фамилии Орлов (Даниэль Ольбрыхский). Тот рассказывает, что он русский шпион со стажем, а вместо паролей и явок выдает душещипательную историю о том, как в СССР в семье первой в мире женщины-гроссмейстера по шахматам и боксера родилась девочка, а потом вдруг заболела и, как сказали родителям, умерла. По-настоящему же ее отобрали КГБ-шники для тайного эксперимента: детей на секретной базе, расположенной в белокаменном монастыре, учили ловко притворяться американкой, а потом подменяли на этих переученных совков нормальных американских детишек. И вот одним из таких детей оказалась сама Эвелин Скотт, и вот сегодня она убьет русского президента, который приехал в Нью-Йорк, чтобы отдать последние почести усопшему вице-президенту США, который когда-то очень много сделал для сближения двух стран.

Филип Нойс, на счету которого, помимо «Тихого американца» - самой известной его ленты (экранизации романа Грэма Грина с Майклом Кейном в главной роли), еще ряд телевизионных работ, тут выдает в себе именно сериальщика: главная формальная претензия, которую можно предъевить к «Солт» - именно дробность, это, скорее, несколько серий средненького сериала, чем два часа полнометражного фильма. Но причина здесь кроется, пожалуй, не столько в телеопыте режиссера (с чего бы ему перешибить вполне основательный опыт в кино), сколько в самой идее фильма.

В общем, любой шпионский фильм является мгновенной рефлексией на текущую политическую ситуацию, но здесь Нойс взялся анализировать ее как-то слишком уж глубоко и хитро ≈ наверное, этим дробность и объясняется. В анализе этом Нойс явно ориентируется на классике американского кино времен «холодной войны». В классических «Похитителях тел» первого призыва, снятых в 1956 году (вполне мгновенная реакция на первое противостояние СССР и США, стоило зародиться в американском обществе страху «красной угрозы» - как он был отрефлексирован на экране). И Нойс старательно отряхивает от нафталина подзабытые уже сюжетные ходы: противостояние сверхдержав, ядерные боеголовки направлены куда следует. А главное ≈ тихую и размеренную, выслуженную долгими годами труда и борьбы за свободу американскую жизнь красная зараза может разрушить одним чихом.

Как раз линия с тихой семейной жизнью для Нойса, кажется, главное. В прологе показано, как за два года до событий фильма Солт попала в плен в Северной Корее, ее коллеги-спецслужбисты ее бросили, и так бы и сгнила хрупкая девушка в цепких лапах Ким Чен Ира, если бы влюбленный в нее специалист по жукам не заставил организовать обмен шпионами. Но линия эта, на которой и построена драматургия фильма, (ну не на вопросе же «шпион-не шпион» - он разрешается очень быстро) периодически куда-то исчезает, и в результате попросту обрубается в самом неподходящем месте.

Что же до политинформации, то одной перипетии с покушением на президента с подозрительно близкой к реальности фамилией Матвеев Нойсу оказывается мало, и он несколько раз повторяет, чтобы окончательно убедить зрителя в близости совсем уж глобальной катастрофы и довести-таки сюжет до боеголовок и ядерных чемоданчиков. Сюжет фильма от этого все больше запутывается, а распутать его режиссеру не по силам.

Одним словом, Нойс суетится, сбивается с лирических интонаций на менторский тон политинформатора, включает конспиролога, конкретно наших соотечественников пугает смертью национального лидера и массовыми беспорядками. От этих суетливых попыток что-то объяснить публике про политическую ситуацию фильм теряет ≈ и чем усерднее попытки, тем больше. В результате, ничего кроме суетливой лекции а-ля общество «Знание» у Нойса не получается.

Тридцать лет назад жизнь под девизом «Спасай мир, а не то боеголовки рванут» отзывалась мгновенно в сердцах кинозрителей, ≈ просто потому что попадала в точку массовых страхов. Теперь же нельзя сказать, чтобы каждый житель планеты Земля боялся больше всего на свете именно ядерной войны, а проблема потери уюта и вовсе может разве что несколько озадачить зрителя. И только. Но проблема это, конечно, не Нойса, а публики ≈ ну кто, в самом деле, виноват, что нас жизнь насекомых волнует куда больше, чем расстановка сил на политической карте мира.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Человек-магнит

Человек-магнит

Юрий Потапов

Об особенностях конвойной службы и невероятных способностях военного пенсионера

0
803
Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Ольга Галицкая

Режиссер рассказал подробности съемок байопика о Михаиле Калашникове

0
936
Эйзенштейн очень любил детей

Эйзенштейн очень любил детей

Сергей Шулаков

Будущий предводитель дворянства и другие советские кинематографисты

0
270
Режиссер без фиги в кармане

Режиссер без фиги в кармане

Максим Артемьев

Леонид Гайдай – раньше, сейчас и навсегда

0
561

Другие новости

Загрузка...
24smi.org