0
818
Газета Кино Печатная версия

16.04.2012

Кино в чуланах – перезагрузка

Тэги: кино, прокат


кино, прокат Всех волнует будущее нашего кино, всем интересно, каким оно будет...
Фото Дианы Османовой

Главные беды отечественного кинематографа – уже даже не отсутствие денег и проблемы с прокатом. Фильмы снимаются, но российская публика предпочитает им зарубежные. Скепсис зрителя по отношению к нашему кино – вот самый страшный и пока, увы, непреодолимый вызов для индустрии. К такому выводу пришли участники проектно-практической конференции «Российский кинопрокат – перезагрузка», прошедшей в конце недели в подмосковном Воскресенском.

Двухдневный «мозговой штурм» был проведен силами Фонда кино, Министерства культуры и КиноСоюза. Съехались продюсеры, режиссеры, прокатчики, аналитики – работали, разделившись на три группы. Одни пытались понять, кем сегодня для кино является телевидение – спасителем или могильщиком. Другие рассуждали о формах бытования кино в Интернете: кто будет платить, если можно не платить? Третьи бились над двумя самыми трудными вопросами: могут ли кинопрокатчики полюбить российское кино и как привести аудиторию в кинозалы?

«Люди боятся: вот придешь на российский фильм, и тебя макнут в это… ну, то самое», – предположил Алексей Попогребский. «Силен скепсис не только в отношении кино, но и российской жизни в целом, – вторила ему продюсер Юлия Мишкинене. – Люди хотят вырваться из окружающей действительности». А зачем вообще сегодня идти в кино, когда рынок досуга предлагает столько способов провести вечер – стали углубляться в психологию зрителя кинематографисты-дискутанты. Нащупали, что пока еще поход в кинотеатр – статусный вид времяпрепровождения, да и формой социализации его можно считать, особенно для молодой аудитории. Хорошо пойти с девушкой или с друзьями в кино – взять пивка, ведро попкорна, похрустеть, подивиться на свежие голливудские спецэффекты. И такая публика ни за что не простит обмана своих ожиданий. «Пошел смотреть «Артиста», угодил рядом с парочкой, – сетовал продюсер Роман Борисевич. – Южный человек, весь в мехах, пригласил девушку в кино – полфильма они беседовали друг с другом и еще с кем-то по телефону, потом встали и вышли, возмущаясь: что за ерунда там мелькает на экране! Я стал выводить семью в кино по утрам. Зал выбираем побольше – чтоб вокруг никого не было… И все равно я поймал себя на мысли, что человеческое кино я лучше дома посмотрю, чтоб никто не помешал. То есть мы больше не ходим в кинотеатр за эмоциями. Мы идем за зрелищем. И все равно кто-то рядом мешает – ест попкорн, светит в темноте экраном мобильного…» «А ведь кто-то, Рома, идет в кино именно за тем, чтобы есть попкорн и отправлять смс, – справедливо заметил режиссер Андрей Прошкин. – Может, вам с ним просто разойтись по разным залам?»

Невозмутимые модераторы заносили на доску «подпункты» обсуждаемых проблем: Культурная ограниченность аудитории, отсутствие специализированных кинотеатров. Участники говорили о неадекватном позиционировании наших фильмов: зрители клюют на рекламу, получают совершенно не соответствующий ей продукт и навсегда уходят в объятия голливудских профи. Увы, далеко не под каждым пунктом появились записи о вариантах решения проблем. Во-первых, за доверие зрителя нужно биться сообща, осознавая ответственность не только за свой проект, но и за индустрию как таковую. А во-вторых и в-третьих, на своем участке стараться максимально качественно «пропекать» каждый фильм (начиная с создания внятного сценария, заканчивая приличной «картинкой»), правильно его адресовать. Ну а самую высокую и сложную задачу сформулировала Юлия Денисова, директор воронежского кинотеатра «Спартак» – воспитание у букеров этического отношения к отечественному кино. Совсем недавно представители крупных кинотеатральных сетей отреагировали на перспективу введения квот на импорт зловещим обещанием показывать нерентабельные российские фильмы «в чуланах». Как вести с ними диалог?.. Они живут по отработанным схемам: закупают пакет американской продукции, в котором один блокбастер и несколько проходных фильмов-довесков. Под блокбастер не жалеют денег на рекламу, и он, как паровоз, вперед летит и тащит за собой «прицепные вагоны» – глядишь, опять проскочили, заработали на привычке зрителя получать раз в месяц новый американский «продукт». А отчаявшиеся российские авторы пускаются в «самокат» – вручную договариваются с продвинутыми кинотеатрами, едут со своим фильмом по стране. И, что поразительно, везде находят аудиторию. Она есть и тоже ждет перезагрузки отечественного кинопроката.

Режиссер Сергей Лобан («Пыль» и «Шапито-шоу»):

После премьеры «Шапито-шоу» на ММКФ вокруг фильма возник сумасшедший «сарафан», ажиотаж, мне казалось, что за нами гурьбой будут ходить представители киносетей, предлагать лучшие варианты проката, а мы будем выбирать. Получилось наоборот. Мы приходили с предложением, и наш фильм нигде даже не смотрели – проматывали на скорости. К нам выходил очередной человек – такой, знаете, с грузом знаний, и говорил: ну мне уже все понятно, советую вам напечатать 10 копий – может, чего-нибудь да соберете. Я понял, что наши прокатчики привязаны к жестким схемам. Не ищут интересные фильмы, которые могут «выстрелить», не чувствуют зарождения тенденций. Мы начали «самокат» с 50 примерно копиями, и эти копии окупили себя максимально. Проехали по городам, где есть такие кинотеатры, в которых работают с публикой. Прекрасный кинотеатр «Победа», например, в Новосибирске. Я был в Екатеринбурге, Самаре, Воронеже, Рыбинске и Владимире. Наш путь – сложный, но единственно возможный. Может, если таких, как мы, будет больше, крупные сети хотя бы заметят это явление – альтернативный прокат. Но сегодня им, по-моему, все равно… Они ощущают себя монополистами.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Человек-магнит

Человек-магнит

Юрий Потапов

Об особенностях конвойной службы и невероятных способностях военного пенсионера

0
582
Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Ольга Галицкая

Режиссер рассказал подробности съемок байопика о Михаиле Калашникове

0
740
Эйзенштейн очень любил детей

Эйзенштейн очень любил детей

Сергей Шулаков

Будущий предводитель дворянства и другие советские кинематографисты

0
249
Режиссер без фиги в кармане

Режиссер без фиги в кармане

Максим Артемьев

Леонид Гайдай – раньше, сейчас и навсегда

0
549

Другие новости

Загрузка...
24smi.org