0
2868
Газета Кино Печатная версия

15.11.2012

До встречи в следующей жизни!

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Конечно, по формальным признакам в некоторых кадрах можно увидеть и пропаганду насилия...
Кадр из фильма «Облачный атлас»

В эфире «Эха Москвы» Максим Шевченко назвал вышедший в российский прокат фильм «Облачный атлас» «неолиберальным штормом», который будет провоцировать «неолиберальную революцию» американского президента Обамы. По словам известного политолога, этот фильм является «чистой пропагандой гомосексуализма в неприкрытом виде», поэтому в тех городах, где такие законы уже приняты, его надо запретить. Между тем «Облачный атлас» в нашем прокате уже обогнал нового Бонда.

Видимо, пропаганда гомосексуализма привиделась критику в одном из сюжетов фильма – про любовь двух молодых мужчин, один из которых – талантливый композитор, богемная личность из артистической среды 30-х годов прошлого века. Любовь и правда есть, но вполне себе возвышенная, в письмах и взглядах, никакого секса на экране! Про влечение мужчины к юноше, вспомним, снят один из классических фильмов мирового кинематографа – «Смерть в Венеции» Лукино Висконти. Давно уже нет на свете ни мэтра Висконти, ни автора новеллы Томаса Манна, а то бы натерпелись и они от Максима Шевченко…

Но подозрения в пропаганде гомосексуализма – это еще ладно. В конце концов многим брутальным мужчинам свойственно звереть от одного намека на то, что люди нетрадиционной ориентации имеют право ходить с ними по одним улицам и коридорам. Удивительнее другие обвинения Шевченко в адрес фильма: «Для меня он ничем не отличается (это очень качественная продукция) от «Триумфа воли» Лени Рифеншталь, от фильма «Еврей Зюсс», который является чудовищным нацистским антисемитским фильмом и тоже считается классикой кинематографа. Качество фильма еще не значит, что он не содержит в себе омерзительные, пропагандистские, античеловеческие вещи».

Если автор этой тирады имел в виду одну из линий «Облачного атласа» – антиутопию про пробуждение сознания и достоинства у биороботов в футуристическом Нео-Сеуле, так где же тут нацизм? Где пропаганда идей тоталитаризма?.. Все наоборот: искусственно созданная девушка поднимает бунт против жестокой системы, идет на смерть ради счастья и равенства будущих поколений – чем не Зоя Космодемьянская?

Странно слышать суждения, подобные тем, что мы услышали от Максима Шевченко, но, впрочем, после истории с обвинениями в пропаганде насилия фильма «Клип» Майи Милош уже не так странно...

Прецедент с обвинениями «важнейшего из искусств» по формальному признаку (обнаженка на экране?! – пропаганда разврата и насилия!) уже случился. И не возымели действия ни ирония, ни возмущение профессионалов и просто адекватных людей. Из речей чиновников от культуры отнюдь не исчезают формулировки «доброе кино», «позитивное кино», сколько ни убеждай их, что кино бывает хорошее и плохое, а не «светлое» и «чернушное». Вот и «Облачный атлас» попал под раздачу.

Кстати, к созданию этого беспрецедентного проекта приложил руку и наш продюсер Александр Роднянский наряду с компанией «XX век Фокс». «Облачный атлас» уже даже агента 007 потеснил в нашем прокате, а ведь новый фильм о Джеймсе Бонде по всему миру вызывает горячий энтузиазм, от него приходят в одинаковый восторг киноманы со стажем и старшеклассники. Конечно, в звездности актерского состава «Атлас» «Координатам «Скайфолл» ничуть не уступает: тут и Том Хэнкс, и Холли Берри, Сьюзен Сарандон, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Бен Уишоу (это он сыграл умника Q в 23-й картине о Джеймсе Бонде, то есть отметился в двух фильмах-тяжеловесах года). Да и ситуация с режиссерами-постановщиками интересная. Во-первых, их трое. Это Том Тыквер (на его счету такие хиты, как «Беги, Лола, беги!» и «Парфюмер»), а также Энди и Лана Вачовски – авторы культовой «Матрицы». Во-вторых, интерес к последним привлечен дополнительный. Не так давно они перестали быть «братьями Вачовски» – тот из них, кто раньше был Ларри, стал Ланой. Пару месяцев назад стало известно о смене пола одного Вачовски. Говорят, и снимали-то они не все вместе, а по схеме: Тыквер – несколько сюжетных линий, где действие происходит в нынешнем и прошлом, ХХ веке, а Вачовски – эпизоды из далекого прошлого и столь же далекого будущего. Наверняка историки кино назовут похожие случаи – когда в силу разных обстоятельств фильм складывался под руководством «семи нянек», но все-таки «Облачный атлас» – проект нестандартной судьбы.

Добавим, и нестандартной формы. Шесть историй из разных времен в окончательном монтаже выглядят так, будто их хороший бармен взбил в шейкере, – ох, как трудно следить за развитием каждой, увязывать смыслы и месседжи, ибо с самого начала ясно, что все они выйдут на одну громокипящую коду. Но нарезаны истории столь мелкой лапшой, что всю первую половину фильма трудно сосредоточиться. Кажется, будто это кино сотворили безумцы… Потом ты вынужден привыкнуть держать каждую линию на мушке и замечаешь, что они не равнозначны по качеству. И на первый взгляд у них мало общего. А присмотришься – в каждой пропета песнь безумству храбрых. Все призвано утвердить нас в мысли: историю делают бескорыстные смельчаки и обладатели бесконечной воли к свободе. Века сменяют друг друга, а Добро и Зло так и ведут бой, человеческие типы в основе своей неизменны.

Убеждение авторов подкреплено оригинальным распределением ролей, по которому каждый исполнитель задействован в нескольких линиях. Так, Холли Берри играет эмансипированную журналистку образца 1973 года с растрепанными кудрями и вечной папироской в углу рта и загадочную пришелицу будущего – в белых одеждах и со странной аппликацией на лице.

Том Хэнкс появляется в шести образах, один из которых вообще маленький комический шарж. Кое-кто из исполнителей даже меняет расу – в сюжете о революции биороботов в Сеуле будущего европейские актеры подвергнуты суровому пластическому гриму, глаза их становятся узкими, появляются азиатские скулы… «Я верю в то, что смерть – это не конец, – рассуждает одна из героинь. – Смерть – это врата, за которыми – новая жизнь». И вот уже новая героиня с ее лицом появляется в сюжете из совершенно другой эпохи, в других географических координатах.

«Облачный атлас» по своей идеологии вписан в параметры учения о реинкарнации. Это прямо-таки гимн теории переселения душ, восторг открывших для себя цикличность, бесконечность жизни во вселенной. Потому и избрана авторами форма пазла, когда из хаоса фрагментиков постепенно складывается картина. Стоит ли напоминать, что такой метод давно был открыт и отработан литераторами, прежде чем его адаптировали под свои нужды переимчивые кинематографисты.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Человек-магнит

Человек-магнит

Юрий Потапов

Об особенностях конвойной службы и невероятных способностях военного пенсионера

0
1044
Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Ольга Галицкая

Режиссер рассказал подробности съемок байопика о Михаиле Калашникове

0
1120
Эйзенштейн очень любил детей

Эйзенштейн очень любил детей

Сергей Шулаков

Будущий предводитель дворянства и другие советские кинематографисты

0
302
Режиссер без фиги в кармане

Режиссер без фиги в кармане

Максим Артемьев

Леонид Гайдай – раньше, сейчас и навсегда

0
602

Другие новости

Загрузка...
24smi.org