0
2501
Газета Кино Интернет-версия

30.01.2013 00:00:00

Цена успеха

Тэги: леонид гайдай


леонид гайдай Леонид Гайдай – комедиограф и невеселый человек.
Фото ИТАР-ТАСС

Гайдай и при жизни, и теперь – фигура загадочная. Комедиограф №1 и при этом человек довольно мрачного нрава. Автор фильмов, которые одинаково были любимы рабочими и колхозниками, учителями и инженерами. Труднее всего объяснить то, что его ведь и сейчас обожают даже те, для кого материал его картин – далекая история. Значит, секрет не в игре на струнах советских мифов, курьезов. Коллекция его персонажей сложилась в нечто похожее на систему масок театра дель арте. Тем ведь тоже время нипочем, публика во все эпохи радостно узнает плута Арлекино, поэта-нытика Пьеро, скрягу Панталоне. Так вот гайдаевские герои – наши маски, типажи на все времена. Истеричный интеллигент Трус, бесхитростный простой парень Балбес, вороватый завхоз Бывалый. И порывистый юноша Шурик, и персонажи Владимира Этуша – обеспеченные сверх меры товарищи с кавказским акцентом. Есть в этой «труппе» и свои «голубые героини» – прекрасные девушки вроде кавказской пленницы или студентки Лидочки из «Операции Ы».

Советское киносообщество Гайдая недолюбливало. С подозрением относились к огромному успеху, уличали в отсутствии вкуса. Григорий Козинцев, посмотрев гайдаевские «12 стульев», дал резкое определение: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот». Действительно, пропасть между изысканными козинцевскими экранизациями Шекспира и комедиями Гайдая, где в ходу погони, тумаки и прочие атрибуты площадного театра, ранних немых кинокомедий. Тогда, в 60-е, казалось, что это – заигрывание с невзыскательной публикой. Но время все расставляет по своим местам, и сегодня редкая теленеделя обходится без показа какого-нибудь из гайдаевских фильмов. И кстати, в них мы видим не только исполнителей, чья карьера состоялась именно благодаря Гайдаю, но и Юрия Никулина, Андрея Миронова, Олега Даля – актеров авторского кино, снимавшихся параллельно у Германа, Мотыля и того же Козинцева. Работа у Гайдая давала не только известность, но и возможность задействовать актерский азарт, развернуться на экране со смаком.


Бамбарбия! Киргуду.
Кадр из фильма «Кавказская пленница»

Гайдай знал цену актерскому ремеслу и неизбывной жажде солировать: сам ведь начинал актером. Вернувшись с фронта, поступил в театральную студию при Иркутском драмтеатре и окончил ее в 1947-м. Пару лет поработал в театре, а в 1949-м поступил во ВГИК, на режиссерский факультет. «Выстрелил» режиссер-комедиограф в 1961-м с короткометражками «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Приключения алкоголиков-авантюристов Труса, Балбеса и Бывалого имели оглушительный успех. Троица этих антибогатырей еще не раз появится в гайдаевских фильмах. В 1968-м на советские экраны вышел очередной хит Гайдая – детективная комедия «Бриллиантовая рука», популярность которой по сию пору не удается превзойти ни одной отечественной картине подобного жанра. Много сюжетов сделал Гайдай для сатирического киножурнала «Фитиль». В перестроечные годы Гайдай снял два фильма «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода», задействовав старых и новых звезд, но, конечно, успеха «Кавказской пленницы» и «Приключений Шурика» они не повторили.

Леонид Иович Гайдай ушел из жизни в 1993-м, но споры о его творчестве, о природе его специфической сатиры не утихают до сих пор. Ясно, что он оригинальный художник, чье наследие еще ждет серьезных исследований. И надо думать, таковые уже скоро появятся. Ведь сегодня как никогда интересна природа массового успеха. Гайдай его познал и при этом на поводу у зрителя не пошел. В чем формула его кинематографа – смешного, гротескового, порой лубочного – вопрос этот требует самого тщательного структурного анализа. Не менее тщательного, чем тот, которому давно подверглись все фильмы, разработки-раскадровки великого Эйзенштейна.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
743
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
763
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1020
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
735

Другие новости