0
4742
Газета Кино Печатная версия

15.04.2013 00:01:00

А также в области хоккея мы впереди планеты всей

Состоялась премьера фильма Николая Лебедева "Легенда № 17"

Тэги: кино, премьера, ссср, хоккей, валерий харламов


кино, премьера, ссср, хоккей, валерий харламов Мы победили канадцев! Кадр из фильма

«Легенда № 17» не только пропитана ностальгией по всему советскому, но и сделана в общем-то как советское кино большого стиля. Это не просто история жизни знаменитого спортсмена Валерия Харламова. В итоге это фильм про то, как группа советских людей долго и упорно готовилась к бою с канадскими соперниками и победила-таки этих страшных, жестоких чудищ!
Группа советских людей – это, конечно же, сборная СССР по хоккею. Болельщики со стажем могут судить, насколько похожими вышли образы легендарных игроков, но создатели твердят, что не ставили цели достичь портретного сходства. Биографию Харламова интерпретировали вольно, поступаясь в чем-то хронологией. Сценарий к нынешнему фильму – третий из тех, что рассматривались в студии «ТРИТЭ». К слову, в создании второго принял участие сын Валерия Харламова Александр – он и теперь значится в титрах среди продюсеров. А сестра Харламова Татьяна сыграла в картине маленькую роль вахтерши на стадионе. Говорят, она безоговорочно приняла Данилу Козловского в роли брата.  
Возвращаясь к сценарию, скажем, что версия молодых драматургов Николая Куликова и Михаила Местецкого представляет собой классический миф о герое. Главные его составляющие отработаны кинематографом не только советским, но и американским и осечек не дают – потому, надо полагать, и был он выбран в качестве основы для потенциального хита. В начале – непременный эпизод из детства героя, в котором, собственно, заключена предпосылка его героизма. Маленький Валера гостил с мамой и сестрой в Испании, у дяди (мать Харламова оказалась в СССР в числе тех испанских детей, что были эвакуированы в период гражданской войны), и не убоялся однажды выбежать прямо на разъяренных быков. Надо было спасти щенка, и он его спас. И увидел, как дядя (сиганувший с балкона второго этажа и обернувшийся вдруг заправским тореро) смело дразнит, водит, выматывает огромного страшного зверя. Много лет спустя это воспоминание детства вдохновит Харламова на борьбу с канадцами в ходе исторического матча 1972 года. Но между этими моментами – десятилетия.
Экранный Харламов – образцовый советский человек. Он вырабатывает характер и усмиряет эгоизм, он шаг за шагом идет к главной цели – победить канадцев и тем заставить весь мир уважать советский хоккей. «Защищай ворота, как родину!», «На вас вся страна смотрит!» – периодически восклицает на тренировках знаменитый тренер Анатолий Тарасов. Долг перед родиной не дает молодому спортсмену забыться. Не для него попойки в ресторанах и даже семейное счастье пока не для него. В своем роде прекрасен программный монолог Харламова, который он произносит в воздухе, вися на проводе между двух гигантских домен. Дело происходит в богом забытом городе Чебаркуль, куда сослал его с товарищем насмешник Тарасов – повкалывать, потерпеть в глухой провинции. Местные хоккеисты ленивы и циничны, их все устраивает. А Харламов не успокаивается на достигнутом. Устраивает однажды экстремальную физзарядку и заявляет товарищу, болтая ногами на ужасающей высоте, что намерен играть и побеждать. Нескоро придется ему по-настоящему играть и побеждать. Придется посидеть на скамейке запасных, выдержать многочисленные издевательства Тарасова. Придется справиться с соблазном наказать Тарасова, а ведь мог бы, мог бы молодой перспективный спортсмен помочь органам побыстрее свалить независимого и неудобного тренера. Если бы фильм не назывался «Легенда № 17», он мог бы называться «Как закалялась сталь». Все отмечают, что основная несущая конструкция фильма – отношения Харламова и Тарасова. Сложные, противоречивые. Тренер испытывал талантливого игрока на терпение, волю, выносливость физическую, психологическую и моральную. Тот все испытания прошел с честью и заслужил дружбу великого тренера. Тарасова сыграл Олег Меньшиков, и роль получилась самой яркой в фильме – ощутимо ярче, чем роль Харламова в исполнении Данилы Козловского. Может, потому, что Тарасов прописан все же как живой, противоречивый человек, а Харламов – изначально положительный герой. По поводу отсутствия такового в нашем кино давно сокрушались чиновники и депутаты, и теперь они могут радоваться: есть такой герой! Вообще, «Легенда № 17» – кино патриотическое и позитивное. Именно такое, похоже, мерещилось новым руководителям культурного ведомства, когда они пытались объяснить, сформулировать, какое же кино они считают хорошим и нужным для широкого российского зрителя.
Отдельно стоит отметить образ внешнего врага – он многолик. Это и засланец из аппарата НХЛ в обличье Даниэля Ольбрыхского. Он коварно пытается переманить молодую звезду советского хоккея, соблазняет миллионами долларов. Это вертлявый спортивный журналист какого-то канадского издания, который высмеивает советских спортсменов на пресс-конференции. Ну и, конечно, противники на льду – звероподобные громилы с длинными волосами и бакенбардами. Они мутузят русских пай-мальчиков так, что тех то и дело уносят со льда в крови. Но наши не сдаются. Побеждают назло, чтоб весь мир нас уважал и боялся.    

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
329
Селедка в чае

Селедка в чае

Леонид Жуков

Разговор на кухне о клевете между мойкой и холодильником

0
291
Хлопья летнего снега

Хлопья летнего снега

Маргарита Прошина

Эссе о преображенной Москве, неуклюжих пешеходах и золотом Иване

0
443
Смело, товарищ, в бой

Смело, товарищ, в бой

Надежда Травина

В Москве впервые представили кантату Эйслера «Высшая мера» по пьесе Брехта

0
655

Другие новости

Загрузка...
24smi.org