0
2302
Газета Кино Печатная версия

20.05.2013 00:01:00

Каннский кинофестиваль: "Такого еще никогда не было…"

В конкурсе картины со всех континентов

Тэги: кинофестиваль, кино, канны


кинофестиваль, кино, канны Новая роль звезды «Артиста» Беренис Бежо. Кадр из фильма «Прошлое»

«Такого еще никогда не было…» – сокрушаются работники фестиваля по поводу погоды, установившейся в Каннах накануне открытия смотра. Льет беспросветный дождь, и под ним гости и журналисты проводят часы, томясь в очередях на показы. С каждым годом вырастает число аккредитованных критиков, репортеров, каждому приходится заранее позаботиться о том, чтобы попасть в кинозал. Но все это не напрасные жертвы.
Каннские отборщики действительно собирают по миру лучшее, что есть на сегодняшний день. Показаны конкурсные картины китайца Цзя Чжанке и японца Хирокадзу Коре-Еда. «Прикосновение греха» Чжанке в первые дни лидировало в рейтингах ведущих киножурналов. Фильм состоит из четырех новелл, каждая рассказывает о человеке из той или иной области огромного Китая. В интервью и в речи на пресс-конференции Чжанке подчеркнул, что ему хотелось создать некую мозаику из образов китайских провинций – они сегодня очень разные. Одни области стремительно развиваются, другие остаются аграрным захолустьем. Но большее впечатление произвела мозаика судеб, вернее, эпизодов из жизней четырех людей. Грубо было бы свести их беды к общему знаменателю «среда заела», но тяготы жизни в перенаселенной и малоцивилизованной (по общемировым стандартам) стране действительно доводят трех героев до убийства, а четвертого до суицида. Один из них в какой-то момент пытается отправить письмо на почтовом пункте, нарывается на грубость почтальонши, после чего достает ружье и вершит самосуд надо всеми нехорошими людьми – такая коллизия напомнила настроение фильмов «Счастье мое» Сергея Лозницы и «Долгая счастливая жизнь» Бориса Хлебникова. Там тоже герои дошли до точки кипения в череде столкновений с коррупцией, обманом, с ежеминутной жестокостью российской жизни.
То же дыхание опасности и бесправия – в истории из жизни мексиканского бедняка, героя фильма Амата Эскаланте «Хели». Это брутальное кино, где людей пытают и вешают на мостах. Заводской рабочий Хели по нелепой случайности встревает в большую игру местных наркоторговцев, проходит сквозь ад, но не теряет достоинства и возвращается к обычной жизни. Запредельная жестокость некоторых сцен искупается неожиданно умиротворяющим финалом, где травмы утихают по возвращении домой, где не обошлось без младенца как символа продолжения жизни.
Малыши в центре сюжета сентиментальной картины «Каков отец, таков сын» Хирокадзу Коре-Еда. В роддоме одного младенца подменили другим, и по прошествии шести лет о выходке медсестры стало известно. Две семьи пытаются поменяться детьми, но каждая постепенно понимает, что невозможно расстаться с тем, кого вырастил. Любовь оказывается сильнее животного голоса крови. Например, девочка-подросток в фильме Асгара Фархади «Прошлое» доверяет только отчиму (и то бывшему), а с матерью у нее нет понимания. «Прошлое» – первая работа прославленного иранского мастера в Европе. Главную героиню сыграла Беренис Бежо – спутница жизни и муза Мишеля Хазанавичюса, звезда фильма «Артист», а одного из ее бывших мужей – иранец Пейман Моади, исполнивший роль Надера в предыдущем фильме Фархади «Развод Надера и Симин» (Гран-при Берлинале-2012, «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»). В «Прошлом» герой Моади тоже разводится с французской женой. Прилетает из Тегерана на несколько дней, чтобы официально оформить расставание, и попадает в вихрь страстей вокруг бывшей спутницы. Ее новый роман сопровождается несчастьями, дома все идет кувырком, ее дочь и дети нового мужчины ведут себя из рук вон плохо. Ахмад пытается помочь всем сразу, само присутствие этого спокойного восточного человека привносит в дом какую-никакую гармонию. Фархади – тончайший психолог, ему удается держать внимание зрителя при рассказе о болезненных хитросплетениях человеческих отношений. Снова в фокусе его внимания семья – как микрокосмос, в котором так трудно сохранять равновесие. О самом интимном он говорит со свойственной Востоку целомудренностью и деликатностью.
Кажется, новую звезду зажег Франсуа Озон – двадцатилетняя красавица Марин Вакт сыграла первую свою главную роль в его фильме «Молода и красива». Ее героиня – 17-летняя парижанка Изабель учится в Сорбонне и подрабатывает девушкой по вызову – но не столько ради денег, сколько из странного влечения к мужчинам солидного возраста. Возраста ее отца, который давным-давно покинул семью. В каком-то смысле фильм Озона можно считать парафразом «Дневной красавицы» Луиса Бунюэля, где героиня Катрин Денев также тайно превращалась из благополучной женщины в проститутку из-за неодолимого желания получить неожиданный сексуальный опыт. Французское кино довольно эгоцентрично. Оно живет в соответствии со своей традицией или в споре и диалоге с этой традицией, не обращая особого внимания на чужие моды и «волны». «Молода и красива» существует в рамках вечного мифа о французской женщине – загадочной, порывистой, меняющей мужчин. А Марин Вакт напоминает кое-кого из французских этуалей – немного Эмманюэль Беар, немного Изабель Аджани. Что, впрочем, ничуть не умаляет ее индивидуальности и перспективы стать очередным «лицом французского кино». Актерские способности ей доказывать не надо – Франсуа Озон дал ей возможность проявить их на столь раннем старте.   
Канны

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Мост строили, строили – и наконец построили

Мост строили, строили – и наконец построили

Наталия Григорьева

На фестивале в Ялте показали фильм Тиграна Кеосаяна и Маргариты Симоньян - про Крым и плохих американцев

0
1016
Человек-магнит

Человек-магнит

Юрий Потапов

Об особенностях конвойной службы и невероятных способностях военного пенсионера

0
1945
Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Новый фестиваль в Казахстане и новый фильм Сергея Бодрова

Ольга Галицкая

Режиссер рассказал подробности съемок байопика о Михаиле Калашникове

0
1444
Эйзенштейн очень любил детей

Эйзенштейн очень любил детей

Сергей Шулаков

Будущий предводитель дворянства и другие советские кинематографисты

0
378

Другие новости

Загрузка...
24smi.org