0
3924
Газета Кино Интернет-версия

07.11.2013 00:01:00

Из 90-х с любовью

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Жизнь учителя и не может быть простой. Кадр из фильма

Когда на июньском «Кинотавре» показали «Географа», сразу стало понятно: именно этот фильм победит. И что на сегодняшний день это главный фильм Велединского и лучшая роль Хабенского – об этом тоже заговорили еще на выходе из зала. А когда на церемонии закрытия группу фильма вызвали на сцену за гран-при, зал аплодировал так рьяно и дружно, что сомнений не осталось: «Географ» – событие в нашем кино.
У романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» счастливая судьба. За десять лет он переиздан несколько раз, на его основе созданы инсценировки и спектакли. И вот – экранизация. Мечта снять фильм по «Географу» не давала покоя Валерию Тодоровскому, но за постановку он взялся в качестве продюсера. Снимать предложил режиссеру Александру Велединскому, а искать исполнителя главной роли даже не пришлось: в абрисе Виктора Служкина на обложке первого издания ясно прочитывался Константин Хабенский.
Авторы фильма пошли на серьезное отступление от источника: перенесли время действия в наши дни (роман написан в 1995-м, и события разворачиваются тогда же). Решение, на мой взгляд, не совсем оправданное. Все-таки «Географ» пермяка Иванова «настоян» на лихих уральских 90-х в той же мере, что лирика свердловчанина Бориса Рыжего. И такой, например, персонаж романа, как бизнесмен Будкин, вне контекста той эпохи много теряет. А Служкин – почему в нем узнали себя миллионы читателей? Потому что многие тогда оказались в положении этого интеллигента-недобитка, бывшего пионера, нынешнего умника-безработного. Сегодня уже все худо-бедно устроились в новой реальности. Жизнь входит в берега. А тогда она только-только из них вышла, и одноклассники Будкин и Служкин – оборотистый кооператор и нищий интеллектуал – еще рядом барахтались в мутном потоке. Конечно, чтобы воспроизвести на экране эпоху дикого капитализма, пришлось бы сегодня снимать не просто фильм, а историческое кино. Они решили размыть конкретику времени. В чем-то проиграли, но удивительное дело: сама Пермь (а снимали, слава богу, там) еще несет в себе атмосферу неизжитых 90-х, и экран волшебным образом это проявляет. И Хабенский, которому 40, то бишь лет на десять с гаком больше, чем герою романа, словно повзрослевший Служкин, – это сглаживает вольное обращение авторов со временем и даже добавляет какой-то интересный эффект. Персонаж причислен к ряду вечных, столь нами любимых маргиналов-резонеров-шутов гороховых: Зилова в вампиловской «Утиной охоте», инженера Макарова в балаяновских «Полетах во сне и наяву».
«Географ глобус пропил» – главный фильм года, хоть и не самый совершенный. В нем появился давно чаемый герой. Это малоимущий, сильно пьющий, невероятно обаятельный, элегантный и, главное, свободный человек. «Я свободен от любви, от вражды и от молвы, от предсказанной судьбы и от земных оков, от зла и от добра» – знаменитая баллада Валерия Кипелова стала лейтмотивом саундтрека. Служкин так же парит над земной суетой, как лирический герой этой композиции. Только относится он к себе с гораздо большим юмором, на что остроумно намекают авторы, приводя впервые песню как эрзац, как пародию: в задрипанный вагон электрички заходит пригородный «певец» и затягивает нудным, скрипучим голосом: «Надо мною тишина, небо, полное дождя-а…» Совершенный баланс горечи и иронии – вот формула успеха «Географа». В нем Велединский укротил свою извечную склонность к пацанскому пафосу, явленному в «Русском» и «Живом». В «Географе» только тон начинает задираться к высотам экзистенциальной драмы, как его сбивают разухабистой бытовухой – и тем спасают от ложной многозначительности. Нет красивостей. Однако есть боль от добровольно упущенных возможностей, несостоявшихся любвей – все это несет в себе Хабенский-Служкин, нашедший невербальный эквивалент заключительной строчке романа: «Прямо перед ним уходила вдаль светлая и лучезарная пустыня одиночества».
Случился бы фильм без Хабенского – вопрос. Это, как говорится, стопроцентное попадание. По части женских ролей есть вопросы. Очевидный минус картины – красивая, но скованная и монотонная дебютантка Анфиса Черных в роли школьницы Маши. Отличная актриса Елена Лядова в роли сварливой жены Нади всего лишь повторила пройденное – сыграла разочарованную в жизни, циничную особу. Зачем-то укрупнили в фильме значение второстепенной героини Киры Валерьевны – коллеги Служкина по школе, провинциальной «львицы» в поисках выгодного спутника жизни. Роль разрослась до изрядных масштабов, Кира превратилась в роковую сексапильную особу, живущую явно не по средствам (сыграла эту героиню жена продюсера Тодоровского Евгения Брик).
А работы оператора Владимира Башты, художников Владимира и Сергея Гудилиных, Людмилы Гаинцевой достойны всяческих похвал. Повторимся: группа не побоялась поехать в Пермь, снимать в обычной районной школе, в блочной многоэтажке, наконец, в страшноватых условиях бурных уральских рек, лесистых гор… Потому и есть ощущение настоящей жизни, есть край со своим неповторимым характером. Многое сошлось в фильме Александра Велединского и высекло яркую искру живого кино.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
269
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
340
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
274
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
235

Другие новости