2
2750
Газета Кино Печатная версия

26.05.2014 00:01:00

Золотая спячка

Каннский фестиваль подвел итоги. Российский "Левиафан" получил приз за лучший сценарий

Тэги: канны, кинофестиваль


канны, кинофестиваль Нури Бильге Джейлана и Тимоти Сполла поздравляют их знаменитые коллеги. Фото Reuters

Решения жюри по большей части совпали с прогнозами. Радикальных жестов члены этой судейской команды не сделали. Состоявший на 80% из громких имен список конкурсантов обернулся довольно ровной программой. Трехчасовая «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана признана лучшей картиной, что в контексте нынешнего конкурса вполне справедливо. Единственный российский фильм – участник основного соревнования – «Левиафан» Андрея Звягинцева отмечен призом за лучший сценарий. В нем Россия представлена как поле неизбывной борьбы человека с государством-монстром. Под портретом президента Путина в чиновничьем кабинете сочиняются коррупционные схемы. Наверное, такое кино имело все шансы получить поддержку на европейском фестивале, и оно ее получило.

«Левиафан» совершенно расколол ряды российских участников фестиваля. Многим фильм понравился. «Это поступок», – говорили о картине режиссера-философа, раньше чуравшегося прямых общественно-политических высказываний. Но есть и те, кого неприятно удивила примитивность формулировок этого самого высказывания. Надо отметить, что на пресс-показе зал принимал «Левиафана» очень хорошо. Особый энтузиазм вызывали сцены, где русские пьют водку и в качестве мишеней для стрельбы используют старые портреты Брежнева и Горбачева. Радость узнавания – русских, водки, советских вождей – прямо-таки волной прокатывалась по залу международного фестиваля, взрывалась смехом и аплодисментами. Титры транслировали заковыристые матерные рулады (конечно, в переводе они многое теряют…) и рождали  дополнительное сочувствие  публики: ведь журналистам известно, что мат в России подвергся репрессиям и в прокат фильм скорее всего не выйдет. 

А прокат «Левиафана» в мире уже можно считать состоявшимся: на каннском кинорынке картину купили крупные прокатные компании Европы, Австралии, Новой Зеландии, Турции. Во Франции фильм пойдет в кинотеатрах с 24 сентября. Станет ли Звягинцев переделывать фильм для выпуска в отечественный прокат – посмотрим. На пресс-конференции в Каннах он прямого ответа на этот вопрос не дал. Зато много говорил о том впечатлении, которое произвела на него первая встреча с министром культуры Владимиром Мединским. Тот посмотрел фильм перед отправкой на фестиваль и прямо сказал, что картина ему не понравилась. «У него есть своя твердая позиция, вызывающая уважение, – рассказывал Звягинцев о Мединском. – Он ясно видит перед собой цель, считает, что искусство должно быть духоподъемным, должно говорить человеку «Все хорошо!». Но есть и другой взгляд на задачи искусства. Я надеюсь, министр это понимает. У меня есть намерение жить в своей стране и снимать тут кино». 

Нельзя не согласиться с утверждением, что «Левиафан» – фильм-поступок. Сообщить миру, что коррупция в России проникла во все сферы и уголки, что простой человек бесправен в ситуации борьбы за свои права, – это поступок. Правда, эти поступки раньше Звягинцева совершили и Сергей Лозница с фильмом «Счастье мое» и Борис Хлебников с «Долгой и счастливой жизнью» – но стольких поклонников среди кинокритиков они не приобрели. Феномен мгновенного возведения Звягинцева в ранг «наше всё» удивителен. Надо думать, картина найдет поклонников и за пределами киносообщества – ее наверняка оценят оппозиционеры, лидеры и рядовые протестного движения.  Есть в фильме точки, на которые, видимо, не может не отозваться с благодарностью свободомыслящий человек, критически воспринимающий нынешнюю ситуацию в стране и окрестностях. Зажравшийся, обнаглевший мэр с лицом артиста Мадянова, туповатые, развязные  менты (это они стреляют по портретам генеральных секретарей), циничная прокурорша – подруга мэра и, конечно, духовник градоначальника-коррупционера – архимандрит, обитающий в роскошных интерьерах, обличающий с амвона нового позолоченного храма участниц группы Pussy Riot. Это сильные, эффектные и аляповатые образы. Есть в них правда жизни? Есть. Но концентрация красок в изображении этой правды и направление ее в лоб зрителю превращают правду в подобие лубка. Ярко, смачно, без обиняков. 

Приз за сценарий Звягинцев принял очень сдержанно, в благодарностях не рассыпался. Кажется, любимец мировых фестивалей рассчитывал на большее. Лучшим режиссером признан американец Беннет Миллер, автор неброского, но тонкого и мастеровитого фильма Foxcatcher (пока можно перевести название как «Охотник на лис», но в нашем прокате, если таковой состоится, картине могут присвоить другое название). В номинации «Лучшая мужская роль» победил, как и ожидалось, прекрасный британский актер Тимоти Сполл, исполнитель роли Уильяма Тернера в фильме Майка Ли «Мистер Тернер». А в женской секции этой номинации первой стала Джулианна Мур, сыгравшая в фильме Дэвида Кроненберга «Звездная карта» истеричную звезду Голливуда. Приз жюри разделили самый молодой и самый пожилой конкурсанты – Ксавье Долан с милым, но не лучшим своим фильмом «Мамочка» и Жан-Люк Годар с радикальным экзерсисом «Слова, прощайте!». Обладательницей Гран-при (не путать с Золотой пальмовой ветвью!) стала молодая итальянка Аличия Рорвакер с фильмом «Чудеса», и эта позиция призового расклада – единственная неожиданность! «Чудеса» – ужасно странное и притом обаятельное кино. Здорово, что каннское жюри отметило фильм нестандартный, такой, в котором слышен интересный голос нового автора. «Зимняя спячка» наконец принесла Нури Бильге Джейлану Золотую пальмовую ветвь. До того он несколько раз оказывался лауреатом Канн, но в номинациях пониже. Нынешняя оценка его неспешного, поэтического и философского кино не вызывает критики. В списке призеров не оказалось двукратных обладателей Золотой ветви братьев Дарденн с фильмом «Два дня, одна ночь» – досадно, но, впрочем, объяснимо: «Два дня» – очередной хороший фильм бельгийских мастеров, революции в их творчестве он не произвел. Третья Пальмовая ветвь пока не осенила их длинный творческий путь.

Канны–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 В Омске пройдет VI Национальный кинофестиваль дебютов "Движение"

В Омске пройдет VI Национальный кинофестиваль дебютов "Движение"

0
645
Фестиваль THE ART NEWSPAPER RUSSIA FILM FESTIVAL

Фестиваль THE ART NEWSPAPER RUSSIA FILM FESTIVAL

0
755
Таможня дает добро на кино

Таможня дает добро на кино

Дарья Борисова

"Киношок" опять приоткрыл дверцу для бывших соседей по СССР

0
1573
Евгений Цыганов в платье удивил Венецию

Евгений Цыганов в платье удивил Венецию

Наталия Григорьева

Российское кино завоевало награду европейского кинофестиваля

0
1514

Другие новости

Загрузка...
24smi.org