0
2229
Газета Кино Интернет-версия

29.07.2014 00:01:00

Стивен Фрирз: "Перед поездкой я первым делом поинтересовался, безопасно ли на "Золотом Дюке"

Тэги: стивен фрирз, интервью, одесса, кинофестиваль


стивен фрирз, интервью, одесса, кинофестиваль

Главным гостем завершившегося на прошлой неделе V Одесского Международного кинофестиваля стал знаменитый кинорежиссер СТИВЕН ФРИРЗ. На открытии кинофорума британец получил почетную награду за вклад в киноискусство «Золотой Дюк». Режиссер, обладающий невероятным спокойствием и достаточно острым чувством юмора, любезно встретился с журналистом Игорем ГУСЬКОВЫМ и с порога поверг в ужас даже переводчицу. 

– Русский журналист? Как вы сюда попали? Кто вас пустил? Вот вам дверь, – энергичный жест в сторону входной двери.

Но я другой русский.

– Вы уверены, что бывают другие?

(Переводчица становится пунцовой, я начинаю громко смеяться, а режиссер медленно занимает место в кресле сьюта отеля «Бристоль», того самого, который десятилетиями все гости города знали как гостиницу «Красная». Постепенно завязывается разговор, в котором постоянно приходится мысленно и не только улыбаться, ощущая в ответах мэтра легкую иронию и мягкий юмор.)

Начало вашей кинокарьеры, два фильма по сценариям ставшего теперь уже всемирно знаменитым Ханифа Курейши «Моя прекрасная прачечная» (1985) и «Сэми и Рози ложатся в постель» (1987), предвещало появление в английском кино нового социально ангажированного режиссера. Но ваша судьба сложилась иначе.

– Но это было 30 лет назад. Сейчас мы намного старше. Нам с ним за 60. У него есть дети и у меня тоже. Дух, который был в нас в начале 80-х, – мы из него просто выросли.

То есть можно сравнить вас с поколением бунтарей 68-го года во Франции? Прошло время, и большинство из этих несогласных получили театры, выпустили хорошо продаваемые книги, стали лидерами политических партий. 

– Мир изменился. Мне вообще повезло в жизни – встретиться с Курейши. И то, что он согласился со мной работать, может быть, это был мой шанс. Эта встреча на меня тогда оказала просто какое-то дурманящее воздействие. Но я не один оказался под воздействием его прозы. Правда, весь мир признал блестящим то, что он пишет, чуть позже. Такие встречи – это здорово. А вот расставания – это очень больно.

Жизнь – это долгая дорога. Нужно ли стремиться сохранять в себе этот дух бунтарства и нонконформизма или надо просто жить? Ведь дальше вы стали снимать совсем другое кино?

– Дух просто меняет форму, в которой он проявляется. Мне тяжело говорить об этом. Мы стареем, и это жестоко.

Вы всегда внимательно относились к кастингу. Есть ли разница в работе с молодыми актерами, как у вас было с Тимом Ротом в «Стукаче» (1984), Дэниэлем Дей-Льюисом в «Моей прекрасной прачечной» (1985) или Гари Олдменом в «Навострите ваши ушки» (1987), которые буквально после работы с вами вошли в звездную лигу, и с актерами уже признанными, такими как Гленн Клоуз в «Опасных связях» или Джуди Денч в недавней «Филомене»?

– Стараешься не делать никаких отличий. У больших звезд имеется большая экономическая власть, которую им дал успех в предыдущих фильмах. Важно найти равновесие между моими требованиями к персонажам и подбором правильных актеров на эти роли, исходя из возможностей бюджета каждого фильма конкретно. И актеры стараются хорошо делать свою работу. А если у них получается, то они просто счастливы, и я вместе с ними. И на съемочной площадке я стараюсь вести себя как адекватный человек, но деньги привносят осложняющие обстоятельства по сравнению с тем, когда работаешь с начинающими актерами. Но я стараюсь относиться ко всем одинаково ровно, несмотря, так сказать, на табели о рангах.

У некоторых режиссеров складываются такие тандемы с полюбившимися актерами, которые иногда становятся, скажем, их альтер эго. Нельзя сказать, что вы «обидели» Тима Рота или Дэниэля Дей-Льюиса ролями в ваших фильмах, как, впрочем, и всех остальных. Тем не менее вы практически никогда не возвращаетесь к тем же актерам. Почему?

– Если конкретно сказать про Дей-Льюиса, то получилась интересная история. В параллель со съемками у меня он снимался в картине Айвори «Комната с видом». Сегодня он был у меня на площадке с наполовину выкрашенными волосами и ирокезом посередине. А через день съемок у Айвори он возвращается ко мне с полностью темными волосами и весь такой приглаженный. И я почувствовал себя как ребенок, который потерял своего отца. Потому что человек, которого я любил и пестовал, куда-то ушел и бросил меня. Я не могу отделить актера от его роли, которую он у меня уже играл. Кроме, пожалуй, Джуди Денч. 

Для меня Хелен Миррен – королева. И все! Мне нравится воображать и видеть ее только такой. И если бы она сейчас зашла к нам сюда в другом костюме, то я был бы напуган. Я думаю, что я очень сильно отождествляю актеров с их ролями в моих собственных фильмах.

Но тем не менее для Джуди Денч вы делаете исключение. Значит, у нас есть маленькая надежда увидеть ее снова в одной из будущих ваших картин?

– Осторожно! Если вы это напишете, то Хелен Миррен очень разозлится. Здесь, в Одессе сделали маленькую экспозицию с кадрами из моих фильмов. Смотрю на ирокез Дэниэля Дей-Льюиса. И я не вижу его другим! Видимо, у меня очень плохое воображение, я его другим себе просто не представляю. И каждый раз вспоминаю этого брошенного мальчика. Мне, по правде, не очень интересно, как актеру удается вжиться в роль. Они приходят на площадку, начинают играть – и я в них верю!

И все же про Джуди Денч. В связи с «Филоменой» промелькнули сообщения, что она поучаствовала в создании этого образа. Насколько вы, как режиссер, можете согласиться, чтобы кто-то вмешивался в вашу работу?

– А я и не согласен! Хотя как тогда трактовать сам ваш вопрос об участии? Джуди очень понравился сценарий. И она сделала несколько достаточно тонких и умных замечаний, которые были учтены. В то же время она изначально очень верила в Стива Кугана как сценариста. И для меня Джуди Денч – просто блестящая и интеллигентная женщина. Но фильм делает все-таки сам режиссер.

Вы постоянно работаете в совершенно разных жанрах. А в последнее время пришли к комедии, как в «Неотразимой Тамаре». Даже в полной драматизма «Филомене» не обходится без иронии и юмора. Это ваш взгляд на жизнь, в которой трагедия идет об руку с комедией?

– Ну это очень просто. Я британец и кино по-настоящему никогда не учился. Вот так все и получается само собой.

Но все-таки вы прошли школу в помощниках у замечательного британского режиссера Карела Рейша.

– Но у него тоже нет сильного чувства жанра. Вот Кен Лоуч и Майк Ли, они держатся в рамках стиля и жанра. А я, как мне кажется, просто более любопытен к жизни. Просто британское кино не основано на жанрах как таковое.

Позвольте не согласиться. Английская комедия 50-х годов студии «Илинг», например. Или славящиеся на весь мир английские костюмные и исторические постановки.

– Не знаю. Вы толкаете меня в глубины психоанализа. Лучше обратитесь к психоаналитику.

Что должно быть в истории или в каком-то проекте, чтобы это вас увлекло на съемки фильма?

– Понятия не имею. Это как влюбиться. История должна околдовать и увлечь. 

Тогда о самой последней вашей любви. У вас снят новый фильм, байопик про американского велосипедиста Лэнса Армстронга, который до сих пор не имеет названия.

– Это не байопик, но точно про Лэнса Армстронга, который принимал допинг и смог выиграть практически все соревнования, в том числе семь раз подряд знаменитую французскую шоссейную велогонку «Тур де Франс» с 1999 по 2005 год.

В начале июля впервые в истории два этапа «Тур де Франс» прошли в Великобритании. Вы воспользовались возможностью стать болельщиком, не покидая островов? 

– Да, я вместе с миллионами англичан вышел на дорогу поболеть. Был в компании новых друзей, которых приобрел благодаря съемкам фильма об Армстронге. Мы были зрителями на финише второго этапа в Лондоне. Незабываемые впечатления. Английский этап был проведен впервые за более чем столетнюю историю гонок, поэтому, к сожалению, съемки было бы невозможно использовать в картине, рассказывающей о событиях 15-летней давности.

– Когда вы снимаете игровые фильмы про очень знаменитых людей, будь то королева Англии или, как сейчас, велогонщик Лэнс Армстронг, вы получаете их согласие на съемки фильмов о них? Как это выглядело в случае с королевой? Вы ей писали, вы с ней встречались?

– Нет, никому ничего не пишу, просто беру камеру. Я окружен юристами, и когда это надежные ребята, то мне нечего бояться. Остается включить камеру и снимать.

Вы впервые приехали в Одессу. И это случилось в очень непростое для Украины время.

– Мне было интересно посетить Одессу. Я вырос на «Броненосце «Потемкине» и было очень интересно увидеть своими глазами эту Потемкинскую лестницу. А теперь я узнал и про сам город, новая часть которого была построена французом. Уже здесь, в Одессе, прочитал про историю евреев и их вклад в развитие города. Это необычайный и космополитичный город на Черном море. Но первое, что я спросил перед приездом в Одессу, безопасно ли это. Конечно. Я читал про политическую ситуацию в Украине. Теперь же, когда сюда приехал, я лучше стал понимать, каково жить в такой ситуации. Достаточно поговорить с парнями, которые работают в отеле. Один рассказал, что получил вчера повестку в армию. И каждый день начинается со сводок, сколько погибло людей за вчерашний день. 

До вашего прихода, буквально после обеда, я читал про Исаака Бабеля. Он был не только писателем. Но и работал для кино. И несправедливость истории – его имя как сценариста, например, было удалено из титров трилогии Марка Донского по прозе Максима Горького. Так что Одесса стала для меня настоящим открытием.

Одесса–Москва



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
623
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
633
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
859
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
610

Другие новости