0
1961
Газета Кино Печатная версия

25.08.2014 00:01:00

САС уполномочен заявить: "Ассу" – в массы!

Сергею Соловьеву – 70

Тэги: кино, кинематограф, сергей соловьев


кино, кинематограф, сергей соловьев

Сегодняшний юбиляр – очень важный для нашего кино человек. Он один из самых известных в мире советских, российских режиссеров. Он педагог, из чьих мастерских во ВГИКе вышло немало кадров (и целая национальная кинематография – знаменитая «казахская новая волна»). В 1987-м он затеял бузу на одиозном Пятом съезде кинематографистов СССР, и, собственно, эта буза вписала съезд № 5 в историю (с подачи Соловьева в ходе мероприятия произошла революционная смена типа голосования, при которой к власти в СК пришло «революционное» руководство во главе с Элемом Климовым). В лихие 90-е Соловьев сам возглавлял Союз кинематографистов России и Московский международный кинофестиваль, ратовал за реформы киноотрасли, боролся с лобби директоров региональных кинотеатров, которым аренда площадей приносила доход, а прокат фильмов был совсем не выгоден. Со своим закадычным другом Александром Абдуловым он основал в ханты-мансийской тайге международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня» и продолжает руководить им по сей день. Снимает фильмы, пишет сценарии и книги, делает циклы авторских телепередач. 

Соловьев у каждого зрителя свой, и это естественно. Посмотришь на список созданных им фильмов – и поразишься: неужто вышли они из-под пера одного художника?! Горький романс «Станционный смотритель». «Чужая белая и рябой» – аскетичное, далекое от сентиментальности кино про послевоенных подранков. Лирическое и такое несоветское кино про советских подростков «Сто дней после детства». Конечно, знаменитая «Асса» – оглушительно смелая, яркая, странная (рекламная кампания фильма шла под громким и ерническим лозунгом «Ассу» – в массы!»). С легкой руки Соловьева на широкие экраны страны прорвались музыкальные кумиры страны – Борис Гребенщиков, Виктор Цой. В «Черной розе» впервые появился Александр Баширов, ныне патентованный возмутитель спокойствия, любимец киноманов. У Соловьева нюх на ярких, харизматичных личностей, он тащит их в свое кино, совершенно не задаваясь вопросом, актеры ли они. Так в его фильмах органично живут школьница (а потом врач) Татьяна Друбич, деятель питерской арт-тусовки Сергей Бугаев-Африка, альтист Юрий Башмет. Но работал Соловьев и с такими «зубрами» актерского цеха, как Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Николай Гриценко, Ефим Копелян, Римма Маркова, Леонид Филатов. А с Александром Абдуловым, Олегом Янковским связан был сегодняшний юбиляр не только работой, но и долгой дружбой. 

К отчетным юбилейным перечислениям нельзя не прибавить: Сергей Александрович Соловьев (САС) – повествователь от бога. Чувство языка, стиля, жанра в устном его и письменном рассказе не знает себе равных. Все, кому хоть раз довелось пообщаться с ним или хотя бы оказаться в его компании, скажут: от баек Соловьева хохочешь до колик. Он рассказывает вдохновенно, жестикулирует, разыгрывает мимические этюды… А записанные им воспоминания о встречах с великими становятся любимым чтением на годы. Судите сами. Вот как описал в эссе «Еще раз о Западе» Сергей Соловьев свою первую встречу с Бернардо Бертолуччи. Дело было, видимо, в 1976-м, в дни Московского международного кинофестиваля. На него приехал автор «Конформиста» и «XX века», и советским режиссерам Соловьеву и Губенко запросто удалось выманить его из гостиницы в ресторан Дома кино. 

«Во время нашего сидения в ресторане по залу медленно прошелестел слушок, что с нами за столом вроде бы Бертолуччи. Многие подходили, шептали на ухо:

– Это что, серьезно Бертолуччи?..

– Бертолуччи…

– Да ладно, какой это Бертолуччи!

– Можешь спросить у него сам.

– Простите, товарищ, вы правда Бертолуччи?

– Я – Бертолуччи.

– Ну ладно, парень, дурака-то валять…

Вокруг нашего стола медленно образовывалась непринужденная мизансцена людей, своего рода экспертов, как бы занятых разговорами друг с другом, но все время поглядывающих в нашу сторону – он или не он. Начали делать ставки».  

«НГ» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Все звали его Большой Па

Все звали его Большой Па

Вера Цветкова

Оскаровский лауреат Рон Ховард снял  двухчасовой документальный фильм «Паваротти», идущий сейчас в российском прокате

0
1519
Акулы атакуют… снова

Акулы атакуют… снова

Наталия Григорьева

В «Синей бездне – 2» подводные хищники оказываются слепыми, но не безобидными

0
1948
Адам из глины и Ева из его ребра

Адам из глины и Ева из его ребра

Игорь Клех

Хороший плохой роман Мэри Шелли

0
586
Что полезного в фильмах ужасов?

Что полезного в фильмах ужасов?

Елена Герасимова

Педагог сочла триллер безопасным для просмотра детей, а их родители не согласились с нею

0
896

Другие новости

Загрузка...
24smi.org