0
2924
Газета Кино Печатная версия

22.12.2014 00:01:00

Не называйте ВГИК старейшей киношколой, называйте – первой

Ректор Владимир Малышев о том, почему у вгиковской системы образования нет конкурентов

Тэги: вгик, институт кино, ректор, владимир малышев, образование, кинематограф


278-10-4_t.jpg
Новое поколение студентов
приезжает на лекции на велосипедах.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Юбилейный для себя год – Институт кино отметил 95-летие – ВГИК провел «на колесах». За прошедшие месяцы студенты и преподаватели выступили с концертами и мастер-классами не только в двух десятках российских городов, но и в соседних странах. Самое важное путешествие, однако, вгиковцам только предстоит – совсем скоро их ждет переезд в новое здание. Но, несмотря на почтенный возраст, он даст фору любой новой киношколе – в этом уверен ректор Владимир МАЛЫШЕВ, с которым корреспонденту «НГ» Наталии ГРИГОРЬЕВОЙ удалось поговорить и о нетрадиционном  праздновании юбилея, и о будущих вгиковских экспериментах. 

В начале декабря вгиковцы собирались посетить Крым – удалось добраться даже туда?

– Мы решили отмечать 95-летие ВГИКа не как обычно – торжественным банкетом, а с начала года принялись разъезжать по всем регионам и даже по соседним странам. Мы съездили, например, в Алма-Ату, потому что во время войны ВГИК был там в эвакуации. И в благодарность студенты актерского факультета показывали там класс-концерт, мастер-классы, устраивали кинопоказы. Потом с этой программой мы  отправились в Таджикистан, посетили Горный Алтай и Калининградскую область. А следом был грандиозный поход на специальном поезде Москва–Владивосток, 23-суточный, с остановками в 15 городах. И чем дальше мы отъезжали от Москвы, тем чаще нам говорили: «Как хорошо, что вы к нам приехали». Студенты увидели, что страна огромная и это, может быть, единственная возможность в жизни, потому что если они потом будут снимать, то все равно будут летать на самолетах. Помимо этого в каждом городе снимали репортажи, и надеюсь, что будет смонтирован полновесный фильм к 70-летию Победы. Мы решили – тем более нас приглашал и министр культуры Крыма, – что закономерно будет завершить наш юбилейный год в Крыму, и выступили в Севастополе, в Симферополе, в Ялте. Еще и мастера подобрались те, которые снимали фильмы в Крыму. 

Почему именно так решили отмечать 95-летие?

– Иногда про ВГИК говорят: «старейший институт кино в мире», и меня это коробит. Называйте – первый. В 1919 году он был создан, и только в 30-е начали появляться другие и даже брали наши наработки, программы и до сих пор ими пользуются. Так что мы показали, что ВГИК паутиной не покрылся – он молодой, задорный, энергичный. 

Нет ли мысли сделать «Кинопоезд» регулярным?

– Это очень дорого. Хорошо, что Никита Михалков уговорил Владимира Якунина оплатить 50%, хорошо, что Министерство культуры выделило вторые 50%. Но то, что это очень полезно – для обеих сторон, – это безусловно. Студенты-актеры должны уметь работать на разных площадках, а зрители, которые вначале воспринимали все это как самодеятельность, побывали на спектаклях и класс-концертах и увидели, что это вполне профессионально. Подходили и говорили: «У вас, конечно, школа!»

– Документальный фильм о войне, который снимали во время поездки, выйдет в прокат?

– Обязательно, но мы не спешим – нужно будет подкладывать какую-то военную хронику, нельзя делать такую картину на одних интервью. Главное – качественно сделать, может, какой-то телеканал возьмет. 

ВГИК в этом году не только много путешествовал, но и постепенно обживал свой новый корпус. Удалось немного освоиться там?

– Сейчас городские службы проводят различные комиссии по приемке здания – как только получим акт ввода в эксплуатацию, начнем переезжать. Это займет не один и не два дня, потому что необходимо приспособить здание к учебному процессу. Скорее всего первыми въедут операторы, потом актеры. Удваивается площадь, так что условия лучше будут – ведь старое здание строилось как школа, без учета специфики. Главная задача – сделать так, чтобы дух и атмосфера вгиковская не ушли, наполнить новое здание всеми традициями. 

В новом здании появятся и театр, и кинозал. Будут ли они использоваться для публичных показов? 

– Мы уже разослали в другие вузы письма с предложением создать клуб любителей кино. Кинозал я планирую использовать не только для занятий, но и для того чтобы студенты и педагоги из других институтов приходили, смотрели новые работы вгиковцев, обсуждали. Нашим студентам будут полезны отзывы зрителей, остальным – интересно встретиться с нашими именитыми мастерами. Еще у нас появляется помещение для профессионального театра – с освещением, звуком. И последние годы спектакли наши стали завоевывать призы на различных фестивалях, подобрались хорошие педагоги, талантливые студенты.  В этом году троих выпускников Александринка забрала, троих – БДТ, несколько человек играют в Театре наций. Но дипломные спектакли жалко терять. Я хочу, чтобы ребята – те, кто еще не устроился, – могли бы хотя бы раз в неделю, чтобы не терять профессию, играть для публики. И, конечно, хотелось бы, чтобы творческие вузы сотрудничали, чтобы к нам приезжали с концертами старшие курсы консерватории, Гнесинки, а мы у них кино показывали и спектакли. Все равно им потом встречаться, кино без музыки не бывает.

Молодых режиссеров приглашаете в качестве преподавателей?

– Молодых сложно затянуть, им некогда – снимать надо. Очень хочется, чтобы выпускники приходили, которые сами на этой системе выучились. Но все-таки удалось двоих Коттов (режиссеры Александр и Владимир Котты. – «НГ») уговорить, потихоньку втянулись, думаю, теперь уже не уйдут. Пока во ВГИКе мастера работают, не будет проблем – а если мастера покинут корабль, то будет серенькое учебное заведение. 

Российское кино, как мне кажется, ориентировано на сюжет и характеры, возможно, в силу того, что не может позволить себе дорогие спецэффекты... 

– Конечно, у нас бюджет всего кино, которое поддерживается государством, равен бюджету одного «Хоббита». Тем не менее правильно, что есть разделение: Фонд кино в основном поддерживает проекты, нацеленные на широкую аудиторию, а Министерство культуры – авторское кино. Нужно поддерживать авторское кино. Даже если на него зритель почти не ходит. А не ходят потому, что несколько поколений уже воспитаны на американском кино, в журналах киношных рецензии в основном на зарубежные фильмы.

К сожалению, часто российские фильмы удается посмотреть только на фестивалях, а до проката они так и не добираются – слишком много ограничений…

– Ну вот ситуация с матом – какие тут доводы? Это наша жизнь, все сейчас ругаются матом... Я думаю, что дело не только в этом, не в том, что это модно и что мы такие смелые, а в том, что классику не читали, богатство русского языка не можем использовать. Или же как происходит: кино плохое, но я напихаю туда мата – и я такой смелый, новатор, а меня начинают пресекать. Зато газеты напишут, какой я гонимый автор.

Но даже в «Левиафане» есть мат – а он надежда русского кино в этом году. 

– Конечно, надежда, но мне это даже обидно немного – ведь есть и о нормальной жизни в России кино, но его не берут никуда. Россия темная, серая, неумытая, дикая – этот стереотип за границей все равно сохраняется. И, видимо, иностранцам интересно посмотреть, какая тут жуть. Я не могу вспомнить ни одного фильма, который бы получил приз на иностранном фестивале или даже был отобран, с каким-нибудь более или менее благополучным сюжетом. 

А как же «Белые ночи почтальона Тряпицына» Кончаловского? Разве он не про красоту России?

– Про какую красоту? Где вы ее там увидели? Невзрачная жизнь изо дня в день – чего же в этом хорошего? Кончаловский как путешественник: приехал, посмотрел – для него это даже не лубок, а экзотика. Он показал, конечно, что и там живут хорошие люди – но вот как они живут... 

О чем же тогда снимать, если по всей стране так?

– Самый активный зритель – молодежь, значит, про жизнь молодежи и нужно снимать. А вот кому снимать? 70-летний, пусть даже маститый режиссер, если начнет делать кино о молодых, наврет – на этот фильм если и пойдут, то как на кинокомедию. Поэтому абсолютно точно нужно давать больше денег на дебюты, на фильмы выпускников.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
653
Нога и копыта, или О демонстрации в музее

Нога и копыта, или О демонстрации в музее

Дарья Курдюкова

С 2019 года посещаемость станет одним из критериев оценки деятельности директоров

0
930
Социальные науки – во второй сотне

Социальные науки – во второй сотне

Елена Герасимова

В международных рейтингах появились названия новых российских университетов

0
1065
Шоу аукционов: что называть искусством?

Шоу аукционов: что называть искусством?

Впервые с молотка ушла картина, созданная искусственным интеллектом

0
3122

Другие новости

Загрузка...
24smi.org