Прошедший месяц выдался по-настоящему кинематографическим: прошел Берлинский фестиваль, состоялась церемония награждения премией «Оскар», и, конечно, в широкий прокат вышло сразу несколько значимых фильмов. Начался февраль с нового творения семьи Вачовски «Восхождение Юпитер», который обещал стать главным кинособытием, а оказался разочарованием. Как, впрочем, и нашумевшее «Племя» Мирослава Слабошпицкого, и «пролетевшая» почти во всех оскаровских номинациях «Игра в имитацию», и очередной военно-патриотический блокбастер «Батальонъ» Дмитрия Месхиева. На этом фоне фаворитами неожиданно стали триллер «Гость» и приключенческий боевик «Kingsman: Секретная служба» с Колином Фертом.
«Kingsman: Секретная служба»
Сценарий – 9
Режиссура – 10
Актерская игра – 10
Картинка – 10
Режиссер Мэттью Вон, создатель нашумевшей супергеройской комедии «Пипец», взялся спародировать еще один не менее популярный жанр – британский шпионский боевик. Лучшие представители нации, среди которых, конечно, и Колин Ферт с Майклом Кейном, играют представителей вымышленной секретной организации, спасающей мир. В поисках замены одному из почивших агентов они предлагают пройти отбор его сыну – так картинный английский гопник попадает в мир двубортных пиджаков, рыцарского кодекса и одновременно беспредельных гангстерских разборок. Вон, как всегда ироничен, изобретателен и не гнушается издеваться над всеми стереотипами о Британии – реальными и кинематографическими.
39 очков
«Гость»
Сценарий – 8
Режиссура – 9
Актерская игра – 9
Картинка – 10
Творческий союз режиссера Адама Вингарда и сценариста Саймона Баррета подарил миру такие жемчужины, как хоррор «З/Л/О» и триллер «Тебе конец!» – эти двое, чрезвычайно насмотренные синефилы-фетишисты, знают, как по-новому преподнести старый добрый саспенс. «Гость» – вариация уже ставшего классическим сюжета о незнакомце в доме, который оказывается не тем, кем кажется. Особое очарование добавляет тот факт, что в роли зловещего чужака – Дэн Стивенс, запомнившийся в качестве со всех сторон положительного персонажа «Аббатства Даунтон». Таким он поначалу предстает и в «Госте». Голубоглазый блондин, якобы выполняя просьбу погибшего друга-сослуживца, приходит на помощь его семье. С экрана тем не менее так и веет чем-то неладным, а развязка может показаться не такой уж изобретательной, но точно неожиданной. В качестве бонусов – видеоряд, местами напоминающий молчаливые эстетские фильмы Николаса Виндинг Рефна, и грамотно подобранный электронный саундтрек, который хочется переслушивать после окончания фильма.
36 очков
«Игра в имитацию»
Сценарий – 5
Режиссура – 7
Актерская игра – 7
Картинка – 8
Один из участников оскаровской гонки, проигравший во всех номинациях, кроме одной – за лучший адаптированный сценарий. Бенедикт Камбербэтч играет здесь британского математика Алана Тьюринга, изобретателя компьютера, разгадавшего немецкий шифровальный код во время Второй мировой и в каком-то смысле спасшего весь мир. Именно этому эпизоду и посвящен сюжет картины, а остальные не менее важные факты биографии ученого даны почти фоном: признавшийся в своей гомосексуальности Тьюринг был обвинен британскими властями в непристойном поведении и приговорен к принудительному гормональному лечению, из-за чего он предположительно и покончил жизнь самоубийством в возрасте 41 года. Несмотря на то что идеями и изобретениями Тьюринга уже не одно десятилетие пользуются ученые и простые люди во всем мире, официально он был помилован королевой лишь в 2013 году. Об этом сообщается в финальных титрах фильма, тогда как на протяжении всего действия особого внимания этой стороне жизни героя не уделяется. Удивительная история Тьюринга не вмещается в данный фильм: кажется, что создатели намеренно выбирают самые невыразительные эпизоды биографии и просят актеров особо не стараться. Выходит скучная иллюстрация фактов, сдержанно и неинтересно сыгранная неплохими актерами вроде того же Камбербэтча и Киры Найтли. Тот редкий случай, когда даже статья о герое в Википедии оказывается в разы интереснее и содержательнее сценария.
27 очков
«Племя»
Сценарий – 4
Режиссура – 6
Актерская игра – 7
Картинка – 6
Лента Мирослава Слабошпицкого участвовала в Каннском кинофестивале, где завоевала сразу три приза, а к моменту выхода в российский прокат успела стать почти скандальной – из-за весьма откровенных сцен секса и насилия, тем по-прежнему предельно табуированных в отечественном кино и обществе в целом. На деле оказывается, что ничего прежде невиданного в фильме нет, а сюжет и вовсе предельно прост. Действие разворачивается в интернате для глухонемых детей – этакой микромодели современного общества, живущего то ли по понятиям, то ли по законам джунглей. Единственное, что отличает «Племя» от его собратьев по мрачному и безысходному реализму, – глухонемые актеры и отсутствие какого-либо перевода с их языка. Он, как выясняется, не нужен – происходящее на экране, к сожалению, узнаваемо и универсально. Безусловно, выбранный режиссером прием делает картину по-своему уникальным киноэкспериментом, поражающим не столько натуралистичностью, сколько этой непривычной глазу и слуху обычного зрителя тишиной – там, где следует кричать, возникает только звенящее чудовищное молчание. С другой стороны, это так и остается единственным достоинством картины – своего рода спекуляцией, за которой легко спрятать незамысловатый и местами нескладный сюжет.
23 очка
«Восхождение Юпитер»
Сценарий – 2
Режиссура – 3
Актерская игра – 4
Картинка – 8
Каждое новое творение брата и теперь уже сестры Вачовски в мире ждут с нетерпением, хотя после «Облачного атласа» 2012 года энтузиазм заметно поутих – повторения «Матрицы» не случилось. «Восхождение Юпитер» вытерпеть до конца и вовсе трудно: история о дочери петербургских инженеров по имени Юпитер (Мила Кунис), выросшей в Америке и мечтающей о звездах в перерывах между уборкой туалетов у богатых американцев, разваливается с самого начала. Зато весьма красочно: здесь и полеты на космических кораблях, и говорящие динозавры, и парад планет, и бесконечные перестрелки, и погоня, от которых рябит в глазах, и летающий Ченнинг Татум, и даже Терри Гиллиам в микроскопической роли самого себя, этакого безумного ученого с взъерошенными волосами и лупой вместо глаза. Самое смешное, что героев происходящее, кажется, совершенно не удивляет – Кунис, попавшая из уборщиц в космические королевы, воспринимает все с царским равнодушием. Бесконечное множество сюжетных линий и фантастических теорий об устройстве Вселенной никак не складывается в стройную историю, авторы будто сами забывают многое из того, что придумали, и вместо этого вставляют очередную затянутую экшн-сцену – все горит, полыхает, взрывается. Выглядит нелепо, безвкусно, комично – в этом мире нет никакой логики, а только упражнения в спецэффектах. Кажется, будто Вачовски стремятся впихнуть в один фильм все, что уже придумали в кинофантастике, да еще и свои собственные «матричные» теории – и трех экранных часов все равно не хватает, так что лучше всего сразу оставить попытки поспеть за сюжетом.
17 очков
«Батальонъ»
Сценарий – 3
Режиссура – 3
Актерская игра – 3
Картинка – 6
Новый отечественный военно-патриотический хит не поспел к памятной дате (100-летию с момента начала Первой мировой войны, которое отмечали в прошлом году), и о которой и идет речь в фильме. Обритые налысо ради искусства Мария Аронова и Мария Кожевникова играют в ленте Дмитрия Месхиева реальных женщин-героинь, отправившихся на передовую поднимать боевой дух армии, показывать пример мужчинам и спасать родину. Можно оставить за скобками вопрос о том, зачем вообще экранизировать сомнительную страницу истории про женщин в роли пушечного мяса – на войне, которая идет сейчас на всех фронтах российского общества, все средства хороши. «Батальонъ» и впрямь выглядит этакой агиткой, в которой все расписано предельно схематично и так, что нет места для размышления: защищать родину нужно только штыком, все, кто не в окопах, – предатели, враг всегда у ворот и т.д. Патриотический посыл, одобренный военно-историческим обществом. Только вот нет ни одного цельного характера, а лишь картинно размазанная по лицам грязь.
15 очков