0
7326
Газета Кино Печатная версия

11.06.2015 00:01:00

"Кинотавр-2015": Жора Крыжовников и его "Кин-дза-дза!" выходят в лидеры

Короткометражка автора "Горько!" – пока лучшее, что показали в Сочи

Тэги: кинофестиваль, кинотавр


кинофестиваль, кинотавр Фильм по известному роману Дины Рубиной присутствие народных артистов не спасает. Кадр из фильма «Синдром Петрушки»

Третий день фестиваля «Кинотавр» начался с очередного блока короткометражек, среди которых оказались и хоррор про зомби, и новая комедия Жоры Крыжовникова. В рамках основного конкурса показали основанную на реальных событиях драму No comment и экранизацию книги Дины Рубиной «Синдром Петрушки» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях.

Второй блок короткометражек получился не только интереснее первого, представленного накануне, но и местами превзошел показанные в этот же день полнометражные конкурсные картины. К примеру, «Угонщик» Максима Кулагина – редкий для России образец не только жанрового кино, но и правильно выбранного формата – полный метр из этой истории получился бы вряд ли. Двое молодых людей занимаются кражей автомобилей и вымогательством – очередное дело оборачивается еще и похищением человека. Герои рассчитывают обменять связанную девушку из багажника на кругленькую сумму, не подозревая, на что способна их хрупкая на вид заложница, стоит ей оказаться на свободе. Об опасности преступников предупреждает даже ее отец, уверенный, что деньги ему платить не придется. То, что «Угонщик» – фильм ужасов, становится понятно только в самом финале, в котором есть пусть и не совсем непредсказуемый, но все же приятный глазу твист. 

Отсутствием подобной простой, но четкой структуры грешат многие короткометражки «Кинотавра». «Лето» Антона Уткина из занятной на первый взгляд постапокалиптической  антиутопии с Аленой Бабенко, колесящей в машине скорой помощи по выжженной после космического вторжения Земле, превращается в затянутую мелодраму. «Бумеранг» Марии Болтневой – слишком уж очевидная и даже примитивная история о матери, дочери и последствиях дурного воспитания, которая, впрочем, могла бы стать лучше, если бы стала короче на несколько минут. Тем более при весьма удачном выборе исполнительниц главных ролей – актрис Александры Ровенских и Натальи Палагушкиной. А вот короткометражку «Это не я» Алексея Камымнина не спасает даже присутствие в кадре звезды Гоголь-центра Никиты Кукушкина в роли аутичного молодого человека с маниакальными наклонностями, который то ли убил, то ли не убил девушку. В течение получаса он бродит по мрачному московскому пригороду, сходит с ума в обшарпанной однушке и преследует незнакомок на улицах города – талантливому артисту Кукушкину и развернуться, по сути, негде. 

Ожидания оправдал, как, впрочем, и всегда, режиссер Жора Крыжовников, чья короткометражка «После нас хоть потоп» (новелла из будущего полнометражного фильма «Страна чудес») завершала вторую подборку короткого метра. Валера (Тимофей Трибунцев) живет в деревенском доме с курами и свиньей. Однажды, накануне Нового года, к нему прилетают инопланетяне с плохими новостями – со дня на день начнется новый всемирный потоп. Валера хочет спасти не только себя, но и хоть кого-то близкого, но ему не верят ни бывшая жена, ни любовница, ни мэр – что уж говорить о незнакомцах с автобусной остановки. Новая короткометражка Крыжовникова, может, и уступает предыдущей под названием «Нечаянно», но секрет успеха тот же: снимая российское жанровое кино, в данном случае комедию (хотя это в полной мере применимо и, например, к хоррорам), режиссер не подражает зарубежным образцам, а обращается к отечественной традиции и мифологии, в том числе кинематографической. В этом случае берет за основу фильм «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, наполняет его гайдаевскими гэгами и дает сыграть своей давно подобранной и органично существующей в его фильмах команде актеров во главе с Трибунцевым. Отдельная удача – Роман Мадянов в роли комической, гротескной версии мэра из «Левиафана» Звягинцева.  

Представляя фильм перед началом показа, создатели конкурсной картины No comment – дебютной полнометражной работы телевизионного режиссера Артема Темникова – особенно подчеркивали значимость того, что снят он на основе реальных событий. Об этом же сообщал и первый титр на экране. Таким образом авторы, видимо, оправдывают неуместное и чрезмерное использование ручной камеры. Ее держит в руках, записывая все происходящее с ним, главный герой Томас – немецкий подросток из обеспеченной семьи, который, как и полагается в его возрасте, конфликтует с родителями и страдает от отсутствия внимания со стороны девушек. В отчаянии он набредает на группу мусульман-иммигрантов, в кругу которых находит и отеческую заботу, и братскую защиту, и даже любовь. А новые друзья тем временем планомерно вербуют Томаса, который покорно принимает ислам, меняет имя на Хамзу и, не сказав ни слова родителям, отбывает воевать в Чечню. Тема, бесспорно, актуальная, как никогда, только вот фильм у Темникова получился невнятным: первая половина, повествующая о жизни героя в Германии, состоит из бессвязных эпизодов и разговоров с самим с собой, зато во второй действие развивается стремительно, драматические конфликты множатся, главными действующими лицами, наряду с Томасом, местными жителями и боевиками становятся российские военные. Никуда не исчезает разве что дурной монтаж. 

Впрочем, при всех недостатках No comment смотрится куда лучше показанного вслед за ним «Синдрома Петрушки» Елены Хазановой – снятого, к слову, на той же, что и фильм Темникова, студии «Третий Рим» под руководством Евгения Миронова. В экранизации одноименного романа Дины Рубиной он же играет главную роль – кукольника Петра, с детства и до одержимости влюбленного в Лизу (Чулпан Хаматова). Вместе они сперва играют в куклы, потом выступают с представлением, в котором Лиза изображает марионетку – в какой-то момент талантливый мастер Петя и вовсе лепит из силикона точную копию своей возлюбленной. В вязкий мелодраматический сюжет вплетены мистические древние предания, на экране мелькают кукольные руки, ноги, головы, множатся рыжеволосые Чулпан Хаматовы. Выглядит все это не меньшей графоманией, чем романы самой Дины Рубиной, и присутствие в кадре народных артистов с нелепыми прическами не спасает ситуации.

Сочи



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Ты неси меня, река

Ты неси меня, река

Наталия Григорьева

Фильм ученика Александра Сокурова стал одним из лучших дебютов года

0
3444
Владимир Мишуков: "Играть сцену секса так же естественно,  как есть тарелку борща"

Владимир Мишуков: "Играть сцену секса так же естественно, как есть тарелку борща"

Наталия Григорьева

Исполнитель главной роли в фильме "Слоны могут играть в футбол" – о том, зачем делать отрицательных героев обаятельными

0
5079
На фестивале "Движение" победила "Сулейман гора"

На фестивале "Движение" победила "Сулейман гора"

Наталия Григорьева

Гран-при омского смотра получила картина Елизаветы Стишовой

0
3165
На фестивале "Движение" позвонили Ди Каприо

На фестивале "Движение" позвонили Ди Каприо

Наталия Григорьева

В Омске закончились показы конкурсных программ 6-го кинофорума дебютов

0
3327

Другие новости

Загрузка...
24smi.org