0
4990
Газета Кино Печатная версия

23.06.2015 00:01:00

Один ММКФ, два Прошкина

Свои фильмы на Московском кинофестивале представили известные отечественные кинорежиссеры – отец и сын

Тэги: ммкф, кинофестиваль, москва, александр прошкин, андрей прошкин


ммкф, кинофестиваль, москва, александр прошкин, андрей прошкин Чулпан Хаматовой и Евгению Цыганову достался непростой драматургический материал. Кадр из фильма «Райские кущи»

В рамках ММКФ прошли показы новых фильмов режиссеров Александра и Андрея Прошкиных. «Райские кущи» старшего попали в программу специальных показов, а «Орлеан» младшего – в основной конкурс.

Оба фильма, по крайней мере формально, объединяет сильная литературная основа сценариев. «Райские кущи»  – экранизация «Утиной охоты» Александра Вампилова, хотя из-за разногласий с наследниками драматурга создатели картины просят называть ее оригинальным произведением и с пьесой никак не связывать. Работает современный Зилов (Евгений Цыганов) в редакции корпоративного издания «Надежда», обслуживающего одноименную строительную компанию. Ей принадлежит в том числе и новый элитный район, в котором Зилов с женой Галиной (Чулпан Хаматова) только что получили квартиру.

Дальнейшие события развиваются вроде бы точно по тексту: есть и званый вечер в честь новоселья, и неловкое знакомство блондинки Веры (Ангелина Миримская), «старой одноклассницы», с коллегой Зилова Кузаковым (Артем Семакин) и начальником Кушаком (Виталий Хаев) – в дальнейшем «аликами». И встреча Зилова с будущей «невестой» Ириной (Екатерина Смирнова), и расставание с женой, и смерть отца, и финальная охота на уток – у пьесы Вампилова финал скорее открытый, тогда как Прошкин все-таки отправляет своих героев Зилова и Диму (Виктор Немец) на озеро, чтобы именно там поставить трагическую точку.

Даже начинается фильм, как и пьеса, с конца, и вроде бы все происходящее действительно воспоминания Зилова за минуту до смерти – как говорится, вся жизнь перед глазами. Но это отчего-то не работает – слишком схематично и грубо обозначает Прошкин окружающую среду, которую сам называет «эпохой тотального конформизма».

Одна из самых драматичных сцен с участием Зилова, Галины и Ирочки происходит в маршрутке, не хватает разве что возгласа «За проезд передайте!». В этих тяжеловесных декорациях (совсем не таких, какими они видятся в пьесе Вампилова) Евгению Цыганову удается сыграть своего Зилова – именно здесь как нельзя лучше работает умение актера равнодушно смотреть сквозь камеру и с предельно циничной и ироничной интонацией комментировать происходящее. И вдруг, срываться на крик не своим голосом в попытке остановить навсегда уходящую жену. Зилов Цыганова – не Зилов Даля из «Отпуска в сентябре», но герой вполне вампиловский, которому не хватает здесь (как и всем остальным) более чуткого режиссера.

В этом смысле Андрею Прошкину работа с текстом удалась лучше, хотя и ему достался далеко не самый простой материал – сценарий Юрия Арабова по его же роману «Орлеан». Действие этой пестрой, цирковой (шапито становится одним из главных визуальных образов фильма), аллегорической истории происходит в затерянном в бескрайних русских степях городке с экзотическим названием Орлеан.

Надвигается страшная буря, и вместе с первыми порывами ветра появляется таинственный экзекутор (Виктор Сухоруков), который по очереди выносит приговоры троим героям – парикмахерше Лиде (Елена Лядова), хирургу Рудольфу (Олег Ягодин) и следователю Неволину (Виталий Хаев). Впрочем, и остальные обитатели Орлеана не без греха – иллюзионист в том самом шапито (Тимофей Трибунцев), к примеру, распиливает женщин вовсе не понарошку.

Диалоги, написанные Арабовым, младший Прошкин дополняет ирреальным, фэнтезийным видеорядом. От разноцветных париков Лядовой, которой этот утрированный, исполненный театральности образ распутной парикмахерши идет на удивление больше драматических образов женщин трудной судьбы, до цирковых карликов и дрессированной обезьяны. Даже саундтрек для фильма писали участники трио Tiger Lillies, чью музыку принято причислять к жанру панк-кабаре.

«Фантасмагория греха» – не самое привлекательное на слух, но довольно точно подобранное авторами определение «Орлеана», в котором из положительных героев в итоге только Сухоруков. В постоянно меняющемся гриме и в роли то ли высшего судьи, то ли совести, одним словом, того, кого не уничтожить, даже если под боком есть профессиональный распиливатель людей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские спасатели сумели сделать водоемы столицы безопасными

Московские спасатели сумели сделать водоемы столицы безопасными

Галина Грачева

За отдыхом горожан в нынешнем купальном сезоне следили сотни ведомственных и общественных патрульных

0
574
Москвичей обезопасят от гриппа бесплатными прививками

Москвичей обезопасят от гриппа бесплатными прививками

Галина Грачева

Врачи намерены предотвратить распространение коварного вируса путем массовой вакцинации горожан

0
1097
Российский Гиппократ

Российский Гиппократ

Игорь Шумейко

Его пациентами были Дмитрий Менделеев, Николай Некрасов, Петр Чайковский и Отто фон Бисмарк

0
1093
Сбербанк и его "Вклад в будущее"

Сбербанк и его "Вклад в будущее"

Сергей Никаноров

В России стартовала первая Международная олимпиада школьников по экономике

0
959

Другие новости

Загрузка...
24smi.org