0
5014
Газета Кино Печатная версия

23.06.2015 00:01:00

Один ММКФ, два Прошкина

Свои фильмы на Московском кинофестивале представили известные отечественные кинорежиссеры – отец и сын

Тэги: ммкф, кинофестиваль, москва, александр прошкин, андрей прошкин


ммкф, кинофестиваль, москва, александр прошкин, андрей прошкин Чулпан Хаматовой и Евгению Цыганову достался непростой драматургический материал. Кадр из фильма «Райские кущи»

В рамках ММКФ прошли показы новых фильмов режиссеров Александра и Андрея Прошкиных. «Райские кущи» старшего попали в программу специальных показов, а «Орлеан» младшего – в основной конкурс.

Оба фильма, по крайней мере формально, объединяет сильная литературная основа сценариев. «Райские кущи»  – экранизация «Утиной охоты» Александра Вампилова, хотя из-за разногласий с наследниками драматурга создатели картины просят называть ее оригинальным произведением и с пьесой никак не связывать. Работает современный Зилов (Евгений Цыганов) в редакции корпоративного издания «Надежда», обслуживающего одноименную строительную компанию. Ей принадлежит в том числе и новый элитный район, в котором Зилов с женой Галиной (Чулпан Хаматова) только что получили квартиру.

Дальнейшие события развиваются вроде бы точно по тексту: есть и званый вечер в честь новоселья, и неловкое знакомство блондинки Веры (Ангелина Миримская), «старой одноклассницы», с коллегой Зилова Кузаковым (Артем Семакин) и начальником Кушаком (Виталий Хаев) – в дальнейшем «аликами». И встреча Зилова с будущей «невестой» Ириной (Екатерина Смирнова), и расставание с женой, и смерть отца, и финальная охота на уток – у пьесы Вампилова финал скорее открытый, тогда как Прошкин все-таки отправляет своих героев Зилова и Диму (Виктор Немец) на озеро, чтобы именно там поставить трагическую точку.

Даже начинается фильм, как и пьеса, с конца, и вроде бы все происходящее действительно воспоминания Зилова за минуту до смерти – как говорится, вся жизнь перед глазами. Но это отчего-то не работает – слишком схематично и грубо обозначает Прошкин окружающую среду, которую сам называет «эпохой тотального конформизма».

Одна из самых драматичных сцен с участием Зилова, Галины и Ирочки происходит в маршрутке, не хватает разве что возгласа «За проезд передайте!». В этих тяжеловесных декорациях (совсем не таких, какими они видятся в пьесе Вампилова) Евгению Цыганову удается сыграть своего Зилова – именно здесь как нельзя лучше работает умение актера равнодушно смотреть сквозь камеру и с предельно циничной и ироничной интонацией комментировать происходящее. И вдруг, срываться на крик не своим голосом в попытке остановить навсегда уходящую жену. Зилов Цыганова – не Зилов Даля из «Отпуска в сентябре», но герой вполне вампиловский, которому не хватает здесь (как и всем остальным) более чуткого режиссера.

В этом смысле Андрею Прошкину работа с текстом удалась лучше, хотя и ему достался далеко не самый простой материал – сценарий Юрия Арабова по его же роману «Орлеан». Действие этой пестрой, цирковой (шапито становится одним из главных визуальных образов фильма), аллегорической истории происходит в затерянном в бескрайних русских степях городке с экзотическим названием Орлеан.

Надвигается страшная буря, и вместе с первыми порывами ветра появляется таинственный экзекутор (Виктор Сухоруков), который по очереди выносит приговоры троим героям – парикмахерше Лиде (Елена Лядова), хирургу Рудольфу (Олег Ягодин) и следователю Неволину (Виталий Хаев). Впрочем, и остальные обитатели Орлеана не без греха – иллюзионист в том самом шапито (Тимофей Трибунцев), к примеру, распиливает женщин вовсе не понарошку.

Диалоги, написанные Арабовым, младший Прошкин дополняет ирреальным, фэнтезийным видеорядом. От разноцветных париков Лядовой, которой этот утрированный, исполненный театральности образ распутной парикмахерши идет на удивление больше драматических образов женщин трудной судьбы, до цирковых карликов и дрессированной обезьяны. Даже саундтрек для фильма писали участники трио Tiger Lillies, чью музыку принято причислять к жанру панк-кабаре.

«Фантасмагория греха» – не самое привлекательное на слух, но довольно точно подобранное авторами определение «Орлеана», в котором из положительных героев в итоге только Сухоруков. В постоянно меняющемся гриме и в роли то ли высшего судьи, то ли совести, одним словом, того, кого не уничтожить, даже если под боком есть профессиональный распиливатель людей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Оппозиционные предвыборные проекты продолжают множиться

Оппозиционные предвыборные проекты продолжают множиться

Дарья Гармоненко

В Мосгордуму зовут муниципальных депутатов

0
620
Москву сделают еще более безопасным городом

Москву сделают еще более безопасным городом

Михаил Солотин

Власти мегаполиса намерены улучшить систему освещения, развивать видеонаблюдение, активнее сотрудничать с полицией и бороться с нелегальной миграцией

0
706
65–75–85: галопом по поэту

65–75–85: галопом по поэту

Юрий Кувалдин

К юбилею Александра Тимофеевского

0
720
Хлопья летнего снега

Хлопья летнего снега

Маргарита Прошина

Эссе о преображенной Москве, неуклюжих пешеходах и золотом Иване

0
564

Другие новости

Загрузка...
24smi.org