0
7229
Газета Кино Интернет-версия

27.08.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Недетские проблемы детского кино

Виталий Сидоренко

Об авторе: Виталий Игнатьевич Сидоренко – продюсер, зав. кафедрой продюсерского мастерства ВГИК, профессор.

Тэги: детское кино, господдержка


детское кино, господдержка Картинка с официального сайта детского юмористического журнала "Ералаш"

Обсуждение проблем детского кино ведется на разных уровнях и с регулярной периодичностью. Внешне складывается впечатление, что и общественность, и госорганы волнует состояние кинематографа, адресованного подрастающему поколению. Однако, заметим, вопросы, которые поднимаются на протяжении уже двух десятилетий, практически одни и те же, что свидетельствует о том, что пора уже перейти от дискуссий к делу. К сожалению, принятые в 2008 году Советом Федерации Федерального собрания РФ меры государственной поддержки кино и театра для детей и юношества, разработанные специалистами в этой сфере, последующие решения Комитета по культуре Государственной думы РФ, на которые возлагались большие надежды, не выполнены ни по одной позиции.

Без участия государства в возрождении детского кинематографа не обойтись, поскольку рыночные отношения, в рамках которых существуют сегодня кинематограф и телевидение, поставили эту сферу культуры в абсолютно неравные условия с другими областями экранного искусства: затраты на производство детских фильмов выше (длительный съемочный период, большее время на подготовку, участие несовершеннолетних исполнителей ролей, наличие спецэффектов, декораций и др. удорожают производство как минимум на 50%); выручка от проката детских лент ниже; внебюджетное финансирование крайне затруднено в силу невозможности гарантировать инвесторам возврат средств, а Минкультуры РФ по непонятным причинам не пользуется возможностью 100-процентного финансирования (законодательно такая возможность существует); отсутствуют льготы для продюсеров и прокатчиков, а последние, включая телеканалы, вообще экономически не заинтересованы в показе такого контента. 

Не лишним было бы вспомнить опыт работы отечественных киностудий в доперестроечный период, когда в стране создавалось 20–25 полнометражных художественных детских и юношеских кинофильмов (без учета анимации) на основе тематического плана, формируемого с учетом предложений творческих работников и студий и учитывающего различные возрастные категории и жанры: исторический, приключенческий, экранизации народного фольклора, школьная драма и т.д. Выделение ресурсов производилось в объеме 100% бюджета фильма по особым нормам, учитывающим специфику детского кино (средняя стоимость детского фильма, нормы расхода негативной пленки тогда превышали аналогичные показатели «взрослого» фильма на 30–35%). В стране существовала специализированная на создании детских фильмов киностудия (им. М. Горького) с филиалом в г. Ялте.

В настоящее время в стране отсутствует ясная, продуманная, комплексная, охватывающая не только производство, но и кино-, и телепрокат, и показ, а также подготовку творческих кадров, программа развития детского кинематографа. Создание проектов продюсерскими компаниями ведется спонтанно, вне тематического программирования, как правило, без учета психологии современного ребенка. Детские фильмы и для прокатчиков, и для телеканалов, и для кинотеатров, и для органов управления культурой в центре и на местах, к сожалению, явление даже не второстепенной важности. В составе экспертных комиссий, решающих вопросы поддержки того или иного детского проекта, отсутствуют педагоги, психологи и другие специалисты в области искусства для детей. Телевизионные каналы практически ликвидировали создание детского контента и свели к минимуму телепоказ современного детского и юношеского кино. Киносеть специализированных детских кинотеатров сокращается. Фонд кино поддерживает только полнометражные анимационные фильмы. В числе номинаций Национальных кинематографических премий («Ника», «Золотой орел») детское кино даже не упоминается.

Выстраивая организационно-экономические модели функционирования современного кинематографа и телевидения, их нормативно-правовую базу, разработчики и законодатели, мне представляется, допускают существенную ошибку. Кинематограф, говоря экономическим языком, – это не сфера создания и реализации некоего однородного продукта. Условия функционирования и задачи, стоящие перед создателями и прокатчиками детских и юношеских фильмов и телепрограмм, принципиально отличаются от контента, ориентированного на широкую взрослую аудиторию. 

В результате перевода производства и проката всей аудиовизуальной продукции, включая детское кино, на единые принципы распределения бюджетных средств по одной системе и в размерах, не соответствующих постановочным параметрам того или иного проекта, окупаемость детских фильмов не превысила 15–20%, а внебюджетные источники покрытия коммерческих расходов на рекламу и продвижение картин практически отсутствуют (в настоящее время, по оценкам экспертов, такие расходы продюсера должны составлять не менее 50% от производственного бюджета фильма).

Первой и самой главной функцией детского кино всегда являлось и должно являться формирование мировоззрения детей. Система координат, базирующаяся на вопросах добра и зла, восхищения и презрения, сочувствия и отвращения, должна закладываться в юные умы и души, подобно тому, как ребенок учится ходить, говорить и понимать окружающий мир. Недаром первоосновой такой системы координат всегда были народные сказки, а для более старшего возраста – приключения и фантастика.

Следующая не менее важная функция детского кинематографа – формирование идеалов. С экранов дети воспринимают образ героя, образца поведения. И нельзя не сказать о том, что детские художественные фильмы должны дать детям представление о национальной идентичности и формировать национальное самосознание. Еще одной функцией детских картин является образование: в другой, отличной от привычной школьной, форме дети получают знания о мире.

Конечно, на российском экране помимо небольшого количества отечественных фильмов (в 2015 году поддержку со стороны Минкультуры РФ получили 5 детских лент и «Ералаш») широко демонстрируются зарубежные картины, в основном анимационные. Казалось бы, нет оснований для печали. Экран порадует наших детей занимательными историями. И это хорошо, что наши дети знакомятся с искусством других стран. Плохо то, что они не увидят отечественных фильмов, то есть не увидят на экране своей страны, не познакомятся с героями – своими сверстниками, не задумаются над жизненно важными вопросами, не будут переживать над трагическими и славными страницами нашей истории. А это необходимо молодому поколению для формирования умной, уверенной и сильной личности, обладающей  твердой нравственной и гражданской позициями, понимающей проблемы своего отечества, живущей традициями национальной культуры.

Конечно, в сегодняшнем катастрофическом положении детского кинематографа можно найти объективные причины, которые, как известно, всегда есть и будут именно для того, чтобы убедительно оправдывать наши слабости, пассивность и равнодушие. Выходом из создавшейся ситуации могло бы стать – как первый шаг – создание в самые короткие сроки группы профессионалов (представителей министерств и ведомств, правительства, органов законодательной власти, Союза кинематографистов, продюсеров, прокатчиков, педагогов) с предоставлением им соответствующих полномочий по разработке федеральной программы развития кинематографа для детей и юношества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
811
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
864
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1125
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
805

Другие новости