1
2387
Газета Кино Печатная версия

29.11.2017 00:01:00

Евгений Григорьев: "Это не потерянное, а растерянное поколение"

В российский прокат выходит документальная картина о героях нашего времени "Про рок"

Тэги: кинопремьера, про рок, евгений григорьев, интервью


кинопремьера, про рок, евгений григорьев, интервью Фильм про рок-музыку снимали и в чистом поле, режиссер – справа. Кадр из фильма

После нескольких лет съемок, показов в разных городах России и большой московской премьеры в кинотеатре «Октябрь» документальная картина «Про рок» наконец выходит в прокат. Ее героями стали молодые екатеринбургские рок-музыканты, но история эта не столько про музыку, сколько про поколение и даже про судьбу целой страны – каждый зритель определенно увидит в ней что-то свое. Кинообозреватель «НГ» Наталия ГРИГОРЬЕВА поговорила с режиссером Евгением ГРИГОРЬЕВЫМ о том, каково это, снимать фильм пять лет, зачем делать его героями рок-музыкантов и кто виноват в непопулярности документального кино у российского зрителя.

Как возникла идея фильма?

– Первый раз я с этим направлением музыки столкнулся в Джизаке в Узбекистане, в день смерти Цоя. Девочка с плеером плакала весь день, потому что умер Цой, так как она плакала и не могла слушать, я одолжил у нее плеер. Меня, маленького мальчика, озадачило, что человек убивается из-за того, что умер другой человек, которого он даже не знал. Потом заработал, сажая и собирая капусту, на магнитофон и две кассеты и записал на них все, что было можно. Начал собирать пластинки. А на первом курсе журфака создал молодежную телепрограмму «Карт-бланш» – на самом деле для того, чтобы бесплатно ходить на концерты, пользуясь аккредитацией прессы. Это были 90-е, страна катилась в неминуемую пропасть: с одной стороны, нас, детей, выпускали в эфир, нам было по 18 лет, нам отдали прайм-тайм без всякой цензуры, с другой перестрелки группировок и прочее. Странное время.

Однажды в День милиции  (нам в программе надо было как-то отреагировать на этот праздник) кто-то вспомнил, что гитарист «Чайфа» Владимир Бегунов был когда-то сотрудником милиции, мы раздобыли его телефон и позвонили. И я запомнил на всю жизнь его рассказ о том, что в какой-то момент уже нельзя было совмещать, надо было выбирать между музыкой, а успех был неочевиден, и работой, которая позволяла обеспечивать семью. Такая же ситуация была у Владимира Шахрина. И они выбрали «Чайф». Чуть позже мы подружились с Сергеем Бобунцом из «Смысловых галлюцинаций», который тогда был известен разве что любителям екатеринбургской андеграундной сцены. И я ему предложил снять документальный мюзикл на его первый альбом, на что он мне сказал: «Мы не Rolling Stones, а ты пока, Жень, извини, конечно, не Оливер Стоун». Но снимать-то надо про феномен, уходящий тренд же. И он предложил – а давай про молодых! Мы сделали видеообращение, и за первые 72 часа нам пришло 50 заявок. Так все и завертелось. Заработал 700 тысяч на рекламе, пришел домой и сказал жене: «Я знаю, что мы хотели купить внедорожник, но я думаю все эти деньги проснимать». И рассказал идею. И она сказала: «Ладно, я в деле» – так у фильма появился продюсер.

Тогда ты мог подумать, что съемки затянутся на пять лет?

– Сначала мы думали, что немедленно найдем деньги и снимем за год. В итоге собирали их еще два года, и все равно не хватило. Фильм стоит 8 миллионов, Минкульт дал 1,8. Пришлось создать кинокомпанию, начать на ней зарабатывать, снимать все подряд. В финале нужно было еще 1,5 миллиона на звук и цветокоррекцию, я обратился к своим соучредителям, которые посмотрели материал и дали деньги.

Изначальный замысел сильно изменился?

– Это самое удивительное: в первой заявке написано ровно то, что получилось. В ней задан тот вектор, по которому в итоге мы пошли. Зря или нет, покажет прокат, надо перешагнуть планку хотя бы в 1–1,5 миллиона. Сейчас каждая вторая рецензия начинается со слов: «Я вообще не люблю документальное кино и не думал, что оно бывает таким…» Из-за телевидения документальные программы стали называть документальными фильмами. Более того, грамотные люди из мира медиа называют документальное кино жанром. А это вид кинематографа! Нет опыта у зрителя, я потрясен уровнем безграмотности: люди, например, спрашивают, актеры ли у меня на экране. Хочется ответить: «Вся жизнь – игра…»

Сегодня кумиры молодежи вовсе не рокеры, а скорее рэперы. Нет ощущения, что с музыкальной точки зрения все это – устаревшая история?

– Как только люди начинают думать, что это фильм про рок-музыку, половина аудитории отваливает. И это огромная продюсерская проблема. Я намеренно снимал уходящий тренд, потому что там гораздо все драматичнее, чем у Басты и Оксимирона. Кино – это всегда столкновение с жизненными обстоятельствами, со временем, со средой, с экономической моделью, которая существует в обществе. Я давно хотел снять поколенческую картину, и можно было снять ее про кого угодно, про писателей, например. Но чем интересны именно музыканты? Тем, что они проговаривают и проживают свой текст, видно, откуда они его берут, они как-то пытаются выжить в этом мире. Сейчас и кино, и музыка уходят в сферу обслуживания, все немного официанты. В этом ничего плохого нет, но когда у героя есть желание и нет возможности, появляется противоречие. Я как автор и персонаж этого фильма не отделяю себя от героев, я нахожусь в таком же растерянном состоянии. Это не потерянное поколение, это растерянное поколение. Если они обретут цель, то они к ней пойдут. Но очень сложно выстрелить, нет больше рецептов. Скорость развертывания истории молниеносна. Будущее наступило, но мы еще не в курсе. И «Про рок» именно про это: про судьбу, про то, как жить в мире, где все так быстро меняется. Особенно если речь идет о России, с которой за 100 лет случилось столько, что и вообразить невозможно.

Можно ли считать «Про рок» частью проекта «Код города»  (проект, в котором кинопортрет города создают его жители. Результатом работы одной из таких лабораторий стал альманах «Напротив Левого берега» о Ростове-на Дону – Н.Г.)?

– «Код города» родился параллельно. И там я не автор в отличие от фильма «Про рок», там я ментор, тьютор, коуч, режиссер-постановщик альманаха – кто угодно, но не автор. Авторы – жители, и в этом смысл проекта. Конечно, Екатеринбург с этим фильмом мы в каком-то смысле решили. Это город, в котором чаще всего темно и пасмурно, холодно, в котором само проживание жизни – подвиг. Наверное, это довольно философское место, поэтому мы специально его снимали зимой.

А что сейчас происходит с «Кодом города»?

– Этот проект, как мне кажется, родился чуть раньше, чем сознание и возможности разных территорий и органов власти. Они еще пока не могут понять, насколько важен поиск ответов на вопрос: «Зачем и почему я здесь живу?» Ответ: заниматься идентичностью – это значит, помогать молодым людям, которые хотят заниматься кинематографом, которые любят свой город и хотят в нем жить. Этот проект абсолютно безопасен с точки зрения власти, он заточен под спонсоров с точки зрения бизнеса, он дешевый с точки зрения производства. На данный момент из 14 человек, которые уже прошли мастерскую «Кода города», 7 работают в профессии. У одного из них я работаю художественным руководителем на полнометражной картине про Уралмашзавод – никто 100 лет про него ничего не снимал. И сделать это может только человек, который там живет, только он может снять историю о том, как 34-летний конструктор создает новый гидравлический экскаватор. Потрясающая история, такая драма.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Прокуратура дополнительно изучит дело фермера Евгения Васильева

Прокуратура дополнительно изучит дело фермера Евгения Васильева

0
702
Филипп Рейнхардт: "Меня здесь все зовут женихом"

Филипп Рейнхардт: "Меня здесь все зовут женихом"

Наталья Савицкая

Швейцарский актер о том, почему русские женщины очень сильные, но это им не вредит

2
1189
В Москве ЖКХ нужны современные сервисы, а активистам – больше самостоятельности

В Москве ЖКХ нужны современные сервисы, а активистам – больше самостоятельности

Олег Сушков

Важнейшие вопросы для горожан: как будет проходить капремонт и как провести собрания собственников жилья

1
721
Живи каждый день, как последний

Живи каждый день, как последний

Наталия Григорьева

В российский прокат выходит фильм "Счастливого дня смерти"

1
1943

Другие новости

Загрузка...
24smi.org