1
3376
Газета Кино Печатная версия

22.01.2018 00:01:00

Почему медвежонок Паддингтон поссорил кинотеатры с Минкультом

Решение о переносе даты выхода двух зарубежных фильмов заставило индустрию заговорить о пересмотре законов

Тэги: кинопрокат, кинотеатры, минкультуры, скандал, протекционизм

Полная On-Line версия

кинопрокат, кинотеатры, минкультуры, скандал, протекционизм Вторая часть комедии о Паддингтоне все-таки вышла к российскому зрителю в январе. Кадр из фильма

На прошедшей неделе Министерство культуры попыталось поменять даты выхода в российский прокат сразу двух зарубежных фильмов, чтобы расчистить место для российских. Подобные протекционистские меры применяются не впервые, однако индустрия впервые отреагировала на вмешательство государства – обоим фильмам в итоге вернули изначальные даты релиза.

Во вторник, 16 января, кинокомпания «Двадцатый век Фокс СНГ» сообщила о переносе даты российской премьеры картины «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти» с 25 января на 1 февраля. На следующий день, вечером 17 января, то же самое произошло с «Приключениями Паддингтона – 2» – британская семейная комедия о говорящем медвежонке также «переехала» на 1 февраля, с той лишь разницей, что выйти она должна была в отличие от «Бегущего в лабиринте» не через неделю, а уже на следующий день, 18 января. В письме, направленном заместителем министра культуры Сергеем Обрывалиным и адресованном генеральному директору прокатной компании «Вольга», отвечающей за выход «Паддингтона» в России, подобное решение объясняется тем, что планируемая дата выхода зарубежной картины совпадает с датой, «зафиксированной в ранее выданном прокатном удостоверении на иной фильм». Какой именно «иной», не уточнялось, но, очевидно, российский.

На 18 января были запланированы три отечественных премьеры: «Скиф» Рустама Мосафира, «Карп отмороженный» Владимира Котта и «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. Все три, хотя бы с точки зрения рейтинга (у «Скифа» он и вовсе 18+), не могут конкурировать за аудиторию с детским «Паддингтоном» (6+). Кто еще мог помешать медведю? Не исключено, что «Движение вверх», вступившее в гонку за кассовыми рекордами. В этом случае, впрочем, не столько важно название того самого «иного» фильма, сколько сам факт переноса релиза – за день до старта проката. Ситуация, когда прокатное удостоверение выдается фильму накануне премьеры, не редкость (финальные копии зарубежных фильмов часто поступают в последний момент), однако впервые Минкульт уведомил дистрибьютора о недоступности выбранной даты за несколько часов до начала проката.

Такого грубого – хотя бы даже технически – вмешательства в киноиндустриальную политику еще не случалось, хотя практика так называемой «расчистки даты» существует не первый год. К примеру, из-за картины «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова в 2015 году сдвигали «Мстителей», а «Время первых» в 2017-м соперничало то с российским же «Салютом-7» (фильм в итоге вышел на несколько месяцев позже), а потом и вовсе с «Форсажем-8» – продюсеры российской картины потребовали отодвинуть премьеру голливудского блокбастера. После долгих разбирательств дата выхода «Форсажа» все же осталась неизменной. До истории с «Паддингтоном» подобные случаи если и вызывали некий общественный резонанс, то весьма пассивный, и тем более не становились причиной масштабного разговора на тему разумности и, главное, законности протекционистских мер в отношении российского кино.

В этот раз решение министерства задело непосредственных участников процесса – кинотеатры, которым в сложившейся ситуации предстояло не только в спешном порядке менять текущую сетку расписания и корректировать предстоящую с учетом увеличения количества фильмов на 1 февраля (не стоит забывать, что наряду с мультиплексами существуют и однозальные кинотеатры). Но и нести убытки, возвращая деньги за заранее купленные билеты на «Паддингтона» (на 17 января, по данным ЕАИС, картина заработала на предпродажах более 800 тыс. руб.). В ответ на это Минкульт обвинил прокатчиков в незаконной продаже билетов на фильм, которому еще не выдано прокатное удостоверение – Владимир Мединский и вовсе пообещал оштрафовать кинотеатры за «контрабандную» продажу фильма.

Неудивительно, что первыми возмутились именно кинотеатры – ассоциация владельцев выпустила официальное заявление, в котором назвала ситуацию «недопустимым фактом грубого прямого вмешательства представителей Министерства культуры РФ в хозяйственную деятельность коммерческих предприятий», обвинила министра в превращении госуслуги (речь о выдаче прокатного удостоверения) в инструмент цензуры и обратилась к премьер-министру Дмитрию Медведеву и к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) с призывом «обратить внимание на вмешательство чиновников в деятельность частных предприятий киноотрасли». В ответ с открытым письмом выступили российские продюсеры, в числе которых оказались Федор Бондарчук, генеральный директор компании «Двадцатый век Фокс СНГ» Вадим Смирнов, соучредитель кинокомпании Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский, а также писатель Юрий Поляков, к которым позднее присоединились Андрей Кончаловский, Карен Шахназаров, Евгений Миронов, Игорь Угольников и Мария Кожевникова (сперва в списке фигурировала также фамилия Петра Анурова, который вместе с Бондарчуком и Рудовским продюсирует выходящий в прокат 1 февраля фильм Николая Хомерики «Селфи», однако после его заявления на странице соцсети Facebook о том, что ничего не подписывал, – исчезла).

Подписавшие письмо одобрительно отозвались о протекционистской политике Минкульта, которое защищает интересы государства, а кинотеатры обвинили в защите исключительно собственных интересов. Здесь же появился весьма странный пассаж про Америку в духе советской риторики и заявление о том, что российское кино не сможет много заработать в иностранном прокате – «преградой будет идеология, активно распространяемая на государственном уровне в США». Впрочем, были и продюсеры, выступившие с несколько иной, не столь категоричной точкой зрения. Сергей Сельянов заявил, что вмешательство государства необходимо, но в разумных пределах, что невозможно в условиях «дикой» российской киноиндустрии, и призвал киносреду к самоорганизации. Тогда как Александр Роднянский выступил за здоровую конкуренцию, которая подразумевает государственную поддержку кинематографа не путем запрета и переноса зарубежных фильмов, а через помощь в производстве, продвижении и создании более качественного отечественного кино. Все эти доводы звучали уже неоднократно и в сложившейся ситуации не выглядели убедительными – скорее как весьма пространные рассуждения на тему.

Очевидно, что ни денег, выделяемых государством на создание фильмов, ни профессионалов чудесным образом не станет больше. Вырасти может разве что цифра независимых, частных инвестиций. Что касается подобных искусственных мер, то они, как показывает практика, работают в большей степени как антиреклама – упомянутая выше ситуация с «Форсажем» и «Временем первых» сыграла с хорошим российским фильмом злую шутку, отвратив от него многих потенциальных зрителей, принципиально выступающих против действий Минкульта. И выбравших голливудский блокбастер. «Паддингтон» в особой рекламе не нуждался, уже имея стабильную аудиторию, но история с переносом проката наверняка увеличит число зрителей британской картины. Кому-то попросту захочется посмотреть, из-за чего весь сыр-бор. В этом смысле со стороны чиновников опрометчиво не учитывать подобные прецеденты и зрительские настроения.

Что касается Ассоциации владельцев кинотеатров, то она в ответ на письмо продюсеров заявила о проведении флэшмоба #МишкаНеВиновен – акции, в рамках которой кинотеатрам предлагали разместить в расписании сеанс фильма «Приключения Паддингтона – 2» на 12.00 и указать «крупным (красным) шрифтом, что «показ фильма отменен Министерством культуры РФ». Председатель ассоциации Олег Березин в комментарии «НГ» отметил, что «идея (флэшмоба. – «НГ») была не в том, чтобы настроить зрителя против Минкульта, – зрителям это не надо и не интересно. Это вопрос отношений между кинотеатром и зрителем. Это наш хлеб. В наших интересах сохранять доверительные отношения со зрителями». Проводить акцию не пришлось: 19 января и «Бегущему в лабиринте», и «Паддингтону» (правда, с потерей двух дней) вернули изначальные даты релизов – первый выйдет, как и было намечено, 25 января, второй появился в расписании кинотеатров в субботу. По словам Березина, даже такой счастливый итог не означает, что ассоциация не будет предпринимать дальнейших шагов по изменению сложившейся в индустрии ситуации. «Мы общаемся с ФАСом, куда мы будем подавать жалобу, и с чиновниками из правительства, с которыми мы будем обсуждать изменение законодательства о прокатных удостоверениях, – сказал Березин в разговоре с «НГ». – Мы понимаем, что отрасль не может существовать без каких-то законов и правил, но у чиновников не должно быть таких возможностей ручного управления целой индустрией – мы выступаем против этого, а вовсе не за анархию». Сейчас известно, что решение о возвращении двух фильмов на изначальные даты выхода было принято после совещания министра с продюсерами, прокатчиками и представителями кинотеатров. В этот же день кассовые сборы «Движения вверх» превысили отметку в 2 млрд руб .


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

Елизавета Авдошина

0
798
Страны АТЭС не могут избавиться от протекционизма, а Британия –  от неопределенности и раздоров

Страны АТЭС не могут избавиться от протекционизма, а Британия – от неопределенности и раздоров

Юрий Паниев

0
669
Саакашвили готовится к возвращению  в Тбилиси

Саакашвили готовится к возвращению в Тбилиси

Гия Пацурия

Немыслимое в Грузии еще месяц назад постепенно становится явью

0
2549
Европейскую безопасность решили умножить на два

Европейскую безопасность решили умножить на два

Игорь Субботин

Общая армия стран ЕС не станет альтернативой НАТО

0
931

Другие новости

Загрузка...
24smi.org