0
3142
Газета Кино Печатная версия

05.03.2018 13:56:00

"Оскар" обошелся без "Нелюбви"

Россию на церемонии вспомнили в связи с допинговым скандалом

Тэги: оскар, кинопремия, кино, киммел, форма воды

On-line версия

оскар, кинопремия, кино, киммел, форма воды Фото Reuters

«Спасибо, Гильермо дель Торо, мы запомним этот год как год, когда мужчины так облажались, что женщины начали встречаться с рыбами», – так закончил свой вступительный монолог ведущий 90-й церемонии вручения премии «Оскар» Джимми Киммел. «Форма воды», рассказывающая романтическую любовь девушки и ихтиандра, в итоге стала лучшим фильмом года (и в целом триумфатором вечера, завоевав в сумме четыре статуэтки), а разговоры про права женщин, неправомерность сексуальных домогательств и дискриминации – темой всей церемонии. И то и другое – весьма предсказуемо, как, впрочем, и все остальное. Российский фильм оставили без награды, зато наградили американский о российском допинговом скандале.

001.jpg
Фото Gettyimages

Церемония вышла ровной, если не сказать скучной, и довольно «беззубой»: никаких черных нарядов, как на январском «Золотом глобусе» (зато Эмма Стоун вместо платья выбрала брючный костюм), минимум значков в поддержку движения против харассмента «Время вышло» (некоторые заменили их на значки в поддержку актуального движения за запрет свободной продажи и ношения оружия), умеренное количество речей и даже шуток на эту тему. В той же вступительной речи Киммел отметил, что статуэтка «Оскар» – идеальный образ мужчины, с руками на виду и без пениса. Вспомнил ведущий и про Харви Вайнштейна, исключенного из Академии, – второй случай в истории организации. Первым в 2004 году стал актер Кармине Кариди, незаконно распространявший копии фильмов-номинантов.

Тема дискриминации – по полу, национальности, цвету кожи – проходила красной нитью сквозь всю церемонию. Вручали награды в основном женщины. Некоторые номинации предваряли ролики с нарезкой из самых выдающихся оскаровских картин прошлых лет, таким образом и отмечали юбилей самой премии, и говорили – устами великих актеров прошлых лет – о самых актуальных проблемах. Вырезанные эпизоды складывались в настоящие речи о надежде, о силе, о мечте. Где-то в середине показали видео, в котором уже современные кинодеятели и активисты рассказали о позитивных изменениях в индустрии и в обществе в целом. 

«Всю жизнь я смотрел и любил фильмы, снятые белыми гетеросексуальными мужчинами про белых гетеросексуальных мужчин. Пусть теперь они посмотрят на меня», – сказал сценарист и исполнитель главной роли в номинированном за лучший сценарий фильме «Любовь – болезнь» пакистанец Кумэйл Нанджиани. «Мы здесь, и мы никуда не уйдем», – заявила вслед за ним единственная номинированная в этом году женщина-режиссер Грета Гервиг. Разнообразие разнообразием, а приз все равно достался не ей, а мужчине – все тому же дель Торо, который в своем, по сути, очень простом фильме охватил все животрепещущие темы – от расовой и сексуальной до всех прочих видов дискриминации. И пусть главная героиня нема, а главный герой – рыба. Разве они не могут быть счастливы вместе? Доступное и показательное кино.

Еще одной номинанткой в «мужской» категории (так же, как и Гервиг, впрочем, оставшейся без приза, но главное – участие) стала оператор фильма «Ферма «Мадбаунд» Рейчел Моррисон. Ее обошел заслуженный (и обошел в этом смысле – заслуженно) Роджер Дикинс, снимавший такие фильмы, как «Побег из Шоушенка», «Игры разума», «Фарго» и, наконец, получивший «Оскар» за «Бегущего по лезвию 2049». Для него эта номинация стала 14-й и первой победной. 

Еще одним «ветераном», которому в этот вечер досталась заветная статуэтка, стал почти ровесник церемонии, 89-летний сценарист Джеймс Айвори, получивший приз в категории «Лучший адаптированный сценарий» за картину «Зови меня своим именем». Потрясающий фильм Луки Гуаданьино про первую любовь, подаривший миру молодого актера и чуть ли не главную восходящую звезду Голливуда Тимоти Шаламе, в итоге так и остался с одним «Оскаром». Как и социальный антирасистский хоррор «Прочь», его режиссер и сценарист Джордан Пил унес статуэтку за лучший оригинальный сценарий.

004.jpg
Фото Gettyimages

Совсем уж без сюрпризов обошлись актерские номинации – все победители упорно и последовательно шли к своим призам. Лучшим актером стал Гари Олдман за роль Уинстона Черчилля в байопике «Темные времена», который также отметили «Оскаром» за лучший грим и прически. Лучшей актрисой второго плана назвали Эллисон Дженни, сыгравшую мать главной героини в спортивной драме о нелегкой судьбе фигуристки Тони Хардинг «Тоня против всех». Лучшая мужская роль второго плана и лучшая женская роль – сыгравшие в «Трех билбордах на границе Эббинга, Миссури» Сэм Рокуэлл и Фрэнсис Макдорманд. Фильму прочили главную награду, однако ограничились лишь двумя актерскими «Оскарами», зато благодарственная речь Макдорманд стала, пожалуй, самым ярким выступлением вечера. 

003.jpg
Фото Gettyimages

Актриса попросила встать всех присутствующих в зале женщин-номинанток: «Посмотрите вокруг – нам всем есть что сказать. А у меня для вас всего два слова – «инклюзивный райдер» (inclusive rider)». Это выражение оставило многих в недоумении, однако уже за кулисами Макдорманд пояснила его значение, признавшись, что сама узнала его несколько дней назад. Это словосочетание – пункт, который любой актер может включить в свой договор и на основании которого может настаивать на определенном уровне гендерного и любого другого разнообразия на площадке (это касается не только актерского состава, но и всей съемочной группы).

Целых два «Оскара» получил мультфильм «Тайна Коко» – не только за лучший анимационный фильм, но еще и за лучшую песню. Лучшим композитором стал Александр Депла, написавший саундтрек все к той же «Форме воды». Лучшей документальной работой назвали «Икар» – скандальный фильм о допинговых нарушениях в российском спорте с участием Григория Родченкова, которого авторы фильма благодарили со сцены за правду и смелость. К сожалению, этим присутствие России на «Оскаре» ограничилось – номинированная как лучший фильм на иностранном языке «Нелюбовь» Андрея Звягинцева уступила статуэтку чилийской «Фантастической женщине» Себастьяна Лелио, участвовавшей в конкурсе Берлинале картине о трансгендерной женщине.

Главная оскаровская номинация – за лучший фильм – была интригой еще и потому, что в прошлом году именно с этой категорией произошел казус. Из-за ошибки сотрудника аудиторской компании PwC, перепутавшего конверты, вручавшие награду актеры Уоррен Битти и Фей Данауэй назвали победителем «Ла-Ла Ленд», а не «Лунный свет». На этот счет на 90-й церемонии, конечно, шутили, например, Джимми Киммел, призвавший победителей не сразу вставать с мест, услышав свое имя, а сперва убедиться, нет ли ошибки. Битти и Данауэй дали второй шанс и вновь пригласили объявить обладателей «Оскара» за лучший фильм – и как бы хотелось, чтобы они вновь ошиблись.

002.jpg
Фото Gettyimages

Победителей, конечно, не судят, но в этом году, несомненно, были более достойные претенденты на звание лучшего фильма (как, впрочем, и лучшего режиссера), чем «Форма воды» – не менее конъюнктурная, чем оставшееся без призов «Секретное досье» Спилберга, картина с одной простой мыслью (все достойны любви и уважения), картонными персонажами-клише (черная женщина, гей, злодей-фашист) и главными героями без характеров. 

Напомним – немая женщина и рыба. Это даже не лучший фильм дель Торо, что уж говорить о кино этого года в целом. Не выиграли столь важные и гораздо более сложные с точки зрения драматургии и актерской игры «Три билборда», ни одной статуэтки не получила «Леди Берд» Греты Гервиг, за ее присутствие в номинациях так бились после «Золотого глобуса». Эпичная по масштабу, сложности замысла и исполнения историческая драма Кристофера Нолана «Дюнкерк» в итоге удостоилась трех технических «Оскаров» – за сведение звука, монтаж звука и монтаж фильма. 

«Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона принесла «Оскар» не Дениелу Дей Льюису, сыгравшему в этом фильме свою последнюю и одну из самых лучших, тонких и глубоких ролей, а только художнику по костюмам Марку Бриджесу. Который, впрочем, забрал с церемонии и еще один шуточный, но ценный приз – водный мотоцикл – его вручали за самую лаконичную благодарственную речь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Сделай меня роботом

Сделай меня роботом

Наталия Григорьева

Автор "Пилы" и "Астрала" снял фантастический боевик

0
332
В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

Елизавета Авдошина

0
353
Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
691
Хлопья летнего снега

Хлопья летнего снега

Маргарита Прошина

Эссе о преображенной Москве, неуклюжих пешеходах и золотом Иване

0
762

Другие новости

Загрузка...
24smi.org