0
6288
Газета Кино Печатная версия

14.10.2018 17:52:00

"Хэллоуин" 40 лет спустя

На экраны выходит очередной – и самый лучший – сиквел хоррора Джона Карпентера

Тэги: кинопремьера, хэллоуин, сиквел


кинопремьера, хэллоуин, сиквел Для Лори Строуд (Джейми Ли Кертис) Хэллоуин – никакой не праздник. Кадр из фильма

Новый «Хэллоуин» – формально 11-й по счету фильм одноименной франшизы, начатой в 1978 году и включающей в себя и продолжения, и ремейки, и спин-оффы. На деле же картина, снятая режиссером Дэвидом Гордоном Грином («Ананасовый экспресс», «Храбрые перцем») и написанная им в соавторстве с комиком Дэнни МакБрайдом, стоит особняком в этом списке. Спустя 40 лет с момента появления культового слэшера (поджанр фильмов ужасов про серийного убийцу, жертвами которого чаще всего становятся подростки - прим.ред.) Джона Карпентера сняли, кажется, единственный его сиквел, достойный оригинала, – так, будто других никогда и не было.

Конец октября 2018 года – в городке Хэдденфилд готовятся отмечать День Всех Святых, украшая дома тыквами и наряжаясь в костюмы. Все, кроме Лори Строуд (Джейми Ли Кертис), для которой Хэллоуин никакой не праздник, а вечное напоминание о кошмарной резне, случившейся 40 лет назад и унесший жизни сразу нескольких ее друзей. Все эти годы бывшая няня, а ныне – мать и бабушка превращала свой дом в крепость, закупала оружие, учила дочь Карен обороняться (за что девочку даже забрали у нее органы опеки – и отношения у них до сих пор весьма напряженные) и ждала возвращения Майкла Майерса. Молчаливый убийца в маске заточен в психиатрической клинике, откуда невозможно сбежать. Невозможно ли?

Переснимать классику, пусть речь даже об ужастике про убийства подростков, – дело неблагодарное. В случае с «Хэллоуином» – вдвойне, учитывая армию поклонников, по-настоящему культовый статус фильма Карпентера и количество деталей и подробностей, которыми оброс сюжет за 40 лет и 10 фильмов. Можно смело говорить даже не о франшизе, а о целой вселенной Майкла Майерса, одного из главных киношных злодеев, мистического неубиваемого маньяка, воплощающего то одержимого местью психопата, то чистое иррациональное зло – версий было много. Учитывая все это, Дэвид Гордон Грин и авторы нового «Хэллоуина» избрали самый верный путь и, словно университетские преподаватели первокурсникам, говорят пришедшим в кино зрителям: «Забудьте все, чему вас учили в школе», точнее, все, что вам показывали после 78-го года. Например, то, что Лори якобы сестра Майерса – появившаяся в одном из сиквелов теория в новом «Хэллоуине» – преподносится как не более чем городская легенда. И никуда убийца не сбегал, и никого, кроме друзей Лори, из 78-го не убивал – время как будто остановилось, а жизни героев, хоть и постаревших внешне, замерли – и Лори, посвятившей всю себя подготовке ко второй встрече с Майерсом, и самого Майерса, ждавшего подходящего момента, чтобы закончить начатое и все-таки прикончить Лори Строуд.

Жанр слэшера, по сути, изобретенный Джоном Карпентером в «Хэллоуине» и стоящий на двух китах – малом бюджете и хичкоковском саспенсе – за почти полвека повидал немало удачных воплощений, оброс новыми приемами и спецэффектами. Но Дэвид Гордон Грин за основу берет исключительно оригинал, где-то почти дословно повторяя сцены из первого «Хэллоуина» (например, с приведением из простыни или с подростком, пригвожденным ножом к стене), где-то просто используя ту самую атмосферу – угол съемки, крупные планы, женские крики и, конечно, саундтрек, ту самую незамысловатую тревожную мелодию, сочиненную самим Карпентером. Разве что крови стало немного больше – самую малость.

При этом авторы нового «Хэллоуина», очевидно, отдают себе отчет в том, каким наивным может показаться сегодня даже канонический слэшер, и потому весьма успешно иронизируют над всевозможными клише, «подмигивают» зрителю и в целом немало шутят – в том числе и над концовкой фильма Карпентера, в которой якобы мертвый Майерс исчезает с лужайки после падения из окна. Что превращает картину не в обычный сиквел, а еще и в грамотно переосмысленную версию оригинала – несмотря на то что и в 2018 году в Хэддефилде по-прежнему не запирают двери и оставляют девочек-подростков (у которых за 40 лет не убавилось беспечности) присматривать за детьми (а вот малыши заметно поумнели – может, поэтому Майерс их не трогает).

Майкл Майерс не стал менее зловещим, не заговорил и не изменяет старым привычкам, заглядывая в окна, выглядывая из-за кустов, скрываясь в темноте, методично и хладнокровно убивая зазевавшихся детишек – именно таким его придумал Джон Карпентер. А вот Джейми Ли Кертис, которую здесь поначалу напрасно считают выжившей из ума бабулей, из «королевы крика» превратилась в бесстрашного воина – кому как не ей разбираться в том, как устроен настоящий слэшер. Пожалуй, самый феминистский жанр в кино, сделавший героиню сильной еще до того, как это стало модно, – в фильмах про маньяков и подростков всегда побеждают девочки. И за 40 лет ничего не изменилось, только вот девочки выросли – и вырастили дочерей и внучек.      


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Зигмунд Фрейд проводит свой последний сеанс психоанализа

Наталия Григорьева

В новом фильме Энтони Хопкинс сыграл великого ученого

0
5173
И вампиры бывают гуманистами

И вампиры бывают гуманистами

Наталия Григорьева

Героиня канадского фильма слишком любит людей, чтобы пить их кровь

0
5913
Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Фатих Акин сказал свое "слово пацана"

Наталия Григорьева

Прежде чем стать известным музыкантом, главный герой украл несколько сотен килограммов золота

0
6257
Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Сэмюэл Беккет беседует с самим собой

Наталия Григорьева

В фильме "Гении" писатель вспоминает свою жизнь и тех, с кем его свела судьба

0
8027

Другие новости