0
361
Газета СНГ Печатная версия

30.12.1999

Полномочия президента расширяются


СОЗДАННОЕ в сентябре 1991 г. на базе Комитета госбезопасности Министерство национальной безопасности Молдавии будет преобразовано в Службу информации и безопасности РМ. Соответствующие законопроекты утвердило в конце прошлой недели сформировавшееся новое парламентское большинство. "За" проголосовали 55 представителей Партии коммунистов Молдовы, Христианско-демократического народного фронта и группы независимых депутатов.

О необходимости реформирования Министерства национальной безопасности (МНБ), в котором многие продолжали видеть прообраз КГБ, говорилось давно. В пояснительной записке парламенту возглавлявший это министерство Валериу Пасат сформулировал аргументы правительства в пользу такого реформирования. Как он констатировал, "изменение статуса страны, обретение ею суверенитета и независимости ставит в настоящее время задачу активизации и укрепления разведывательной деятельности". И упор в ней предполагают сделать на предоставлении руководству республики информации, необходимой для принятия решений в политической, экономической и научно-технической областях, а также на обеспечении безопасности представительств и граждан РМ, владеющих секретными сведениями, за рубежом.

Опыт последних лет подтвердил и целесообразность информирования руководителей страны о целях, планах, стратегических и тактических задачах государств, по тем или иным причинам проявляющих интерес к республике и региону. Как подчеркивалось в записке, несмотря на заявления отдельных стран и спецслужб об отсутствии у них оперативного интереса к Республике Молдова, накопленные материалы подтверждают наличие в составе официальных здешних представительств "легальных" резидентур, а также использование дипкорпусом международного обмена для сбора информации. Помимо разведывательной, намечалось активизировать и контрразведывательную деятельность, в частности для пресечения каких-либо нежелательных действий в отношении молдавских Вооруженных сил. В экономической сфере актуальной была признана задача контрразведывательного обеспечения стратегических инвестиционных проектов, предотвращения фактов нанесения ущерба государству при заключении масштабных контрактов и т.п. В области борьбы с преступностью предусматривалось концентрироваться на пресечении деятельности крупных, опасных, глубоко законспирированных преступных сообществ межрегионального и международного характера, в частности вознамерившихся использовать территорию Молдавии для создания каналов контрабанды оружия, наркотиков, денежных и материальных ценностей.

Особое внимание намечалось уделить вопросам обеспечения территориальной целостности и независимости РМ, предотвращению любых попыток насильственного изменения или подрыва конституционного строя. Исходя из этого предполагалось сосредоточиться на следующих направлениях: выявление группировок, вынашивающих планы насильственного свержения конституционного режима; отслеживание оперативной обстановки в Приднестровье с целью информационной поддержки усилий госруководства РМ по укреплению независимости и территориальной целостности страны; контроль над процессами в районах с обостренной по этническим, религиозным и прочим причинам общественно-политической обстановкой, для организации положительного воздействия на людей, занимающих экстремистские позиции, и недопущение здесь действий, дестабилизирующих внутриполитическую ситуацию в государстве; предотвращение попыток экстремистов-радикалов использовать существующие социальные проблемы для провоцирования антигосударственных насильственных массовых выступлений.

Охраняющие границы погранвойска правительственным проектом предписывалось сохранить в ведении службы. Однако парламентарии решили вывести погранвойска из ее состава, создав специализированный департамент при молдавском правительстве. Но за службой сохранили право производить предварительное расследование и возбуждать уголовные дела.

Ожесточенные споры развернулись вокруг статьи 13 Закона "О службе информации и безопасности РМ", регламентирующей порядок назначения ее директора. Представители оппозиционного правоцентристского альянса выступали за то, чтобы кандидатура директора утверждалась парламентом по представлению президента. Как сообщил "НГ" зам. председателя комиссии по госбезопасности и общественному порядку Ион Унгуряну, изначально и все члены комиссии единодушно высказались именно за этот вариант, позволяющий обеспечить реальную независимость руководства службы от различных властных структур. Однако далее возглавляющий упомянутую комиссию депутат от Партии коммунистов Молдовы Вадим Мишин явочным порядком внес в проект иную формулу, оговаривающую назначение руководства Службы главой государства по согласованию с премьер-министром. В окончательной же редакции и эта формулировка была усечена - теперь единоличное право назначать директора службы предоставлено президенту. По мнению Иона Унгуряну, скорректировать ситуацию не помогает и принятое также положение о парламентском контроле за деятельностью спецслужбы. В соответствии с последним возможности комиссии парламента по госбезопасности, на которую возложена обязанность организации контроля, достаточно ограниченны. А предложения представителей оппозиции о наделении комиссии правом обсуждать и рекомендовать для утверждения кандидатов на должности директора службы и его заместителей также было отклонено.

Прозвучавшее уже предупреждение о том, что Петр Лучинский отныне сможет использовать вновь создаваемое формирование в качестве инструмента политического давления, тем более опасного в преддверии грядущих в 2000 г. выборов главы государства, разумеется, опровергается президентским окружением. Но очевидно по крайней мере, что утвержденный новым парламентским большинством соответствующий закон является первым практическим шагом в направлении расширения президентских полномочий.

Кишинев


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Конференция в Берлине продемонстрировала оптимизм в будущем отношений Германии и России

Конференция в Берлине продемонстрировала оптимизм в будущем отношений Германии и России

Олег Никифоров

Экономика становится самым главным фактором для развития межгосударственных связей в период политической напряженности

1
992
Крабы раздора

Крабы раздора

Владимир Полканов

В Совете Федерации раскритиковали законопроект об аукционных квотах для рыболовной отрасли

0
760
Выход из ДРСМД делает Европу заложницей

Выход из ДРСМД делает Европу заложницей

Ирина Дронина

Трамп заморозил договор, Конгресс потребовал его сохранить, а в НАТО пытаются решить, что делать дальше

0
1644
Китай будет бить Америку сверху

Китай будет бить Америку сверху

Владимир Иванов

Вашингтон напуган растущими амбициями Пекина

0
3226

Другие новости

Загрузка...
24smi.org