0
826
Газета СНГ Интернет-версия

29.04.2000 00:00:00

Время действовать

Сергей Бабурин

Об авторе: Сергей Николаевич Бабурин - председатель Российского общенародного союза, доктор юридических наук.

Тэги: Союз


"В Обмен ратификационными грамотами состоялся. Что ждет российско-белорусский союз дальше?
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ПРОЦЕСС воссоединения России и Белоруссии подошел к этапу, в ходе которого либо придется сделать ряд важнейших экономических и правовых шагов, либо сама идея единства может быть дискредитирована. Современный этап объединения Российской Федерации и Республики Беларусь в единое Союзное государство призван сделать необратимым воссоединение двух братских государств и народов. Россия и Белоруссия проделали путь от Сообщества через Союз двух государств к осознанию исторической необходимости воссоединения в едином Союзном государстве. Новый импульс этому процессу был придан подписанием 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства.

Решения Совета министров Союза от 25 апреля 2000 г., определившие параметры организационно-технического механизма союзного правительства, стали следующим шагом. Однако возможности по ускорению процесса конституирования Союзного государства используются пока не в полной мере. Глубоко убежден: в силу внутренних и внешних причин создание Союзного государства Беларуси и России как государства федеративного не может быть растянуто на десятилетие, у нас нет исторического времени на имитацию интеграции.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЮЗА

Определение Союза предполагает четкий ответ на вопрос о форме государственного устройства Союза, его международной правосубъектности. Как следует из анализа текста Договора о создании Союзного государства от 8 декабря, достижение поставленных в нем целей и осуществление Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений ознаменует завершение процесса объединения России и Белорусси в Союзное государство с общим экономическим, правовым, таможенным, оборонным пространством, общим бюджетом и денежной единицей, союзными государственными органами, единой внешней политикой. По сути, речь идет о создании реального федеративного государства. На мой взгляд, с учетом возможного расширения круга членов Союза, оптимальное название создаваемого государства - "Российский Союз".

В ближайшее время надлежит принять специальный документ, в котором следует определить форму Союзного государства и статус его органов. Очевидно, что с подписанием Договора о создании Союзного государства Союз Беларуси и России перерос рамки международной межгосударственной организации, в качестве какового он был признан при регистрации в сентябре 1997 г. в Организации Объединенных Наций Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза. Поэтому на период формирования Союзного государства его органы следует определить в качестве органов международной межгосударственной организации, осуществляющих деятельность по выполнению программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Подобный статус должен действовать вплоть до завершения процесса создания Союзного государства, который будет ознаменован утверждением на референдуме Конституционного акта Союзного государства (Основного закона Союза).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ

Работа по принятию Конституционного акта Союзного государства может быть осуществлена поэтапно:

- Подготовка проекта Конституционного акта, его одобрение парламентом Союза - осень 2000 г.

- Рассмотрение проекта Конституционного акта Федеральным собранием Российской Федерации и Национальным собранием Республики Беларусь и вынесение на всенародное обсуждение - зима 2001 г.

- Проведение референдумов в Российской Федерации и Республике Беларусь по принятию Конституционного акта Союзного государства - весна 2001 г.

Конституционный акт должен выступить главным и единственным документом, не только юридически фиксирующим акт объединения, но и создающим основу для функционирования единого Союзного государства.

Объединение с Белоруссией должно быть использовано для укрепления единства российской государственности, ее внутренней устойчивости. Никаких оснований для пересмотра федеративной структуры Российского государства нет. Подписание договора с Белоруссией ни в коей мере не меняет правового статуса республик и других субъектов Российской Федерации.

ОРГАНЫ ВЛАСТИ

При проведении референдума по принятию Конституционного акта Союзного государства следует рассмотреть вопрос об учреждении постов президента и вице-президента Союзного государства, предусмотрев их избрание (при положительном решении на референдуме) летом 2004 г. Необходимо ускорить работу национальных парламентов по принятию законов о выборах в парламент Союза. Выборы в парламент Союза, как это уже многократно декларировалось, должны быть проведены не позднее осени 2000 г.

Одним из важнейших факторов, от которых зависит успешность реализации поставленных задач, является определение системы исполнительной власти в Союзном государстве, и особенно оптимальной структуры Совета министров Союзного государства. Следует подтвердить, что председателем Совета министров Союза является председатель правительства России, а его первым заместителем - глава правительства Белоруссии.

Безусловно, основная нагрузка по структурированию Союза и реализации союзных экономических программ будет лежать (и достаточно долго) на Постоянном комитете Совета министров Союза. Государственный секретарь Союза, возглавляющий Постоянный комитет, и сам комитет в пределах определенной им компетенции, должны обладать самыми широкими правами, прежде всего правом принятия оперативных решений, обязательных для республиканских министерств и ведомств Белоруссии и России.

В структуре Совета министров Союза, возможно, следует предусмотреть создание помимо Постоянного комитета как минимум трех союзных государственных комитетов, возглавляемых заместителями председателя Совета Министров: Союзного государственного экономического комитета; Союзного государственного комитета по вопросам формирования Союзного государства; Союзного государственного комитета по социальной политике.

По сути, речь идет о первом этапе преобразования республиканских министерств в союзные на базе российских. С укреплением федеративных подходов на уровне Союзного государства из Союзных государственных комитетов будут выделяться новые союзные министерства с ликвидацией соответствующих республиканских. Проведение подобной реформы государственного управления Российской Федерацией должно быть сопряжено с реформированием вертикали исполнительной власти в субъектах РФ.

ВРЕМЯ НЕ ЖДЕТ

Без создания властной исполнительной вертикали Союза экономические вопросы так и не будут решаться. Лишь при слаженном взаимодействии союзного правительства с правительствами России и Белоруссии возможно создание единой экономической системы и введение общей валюты. В целом экономическая составляющая интеграционного процесса нуждается в кардинальных изменениях, призванных стать прочной базой воссоединения. Это касается в первую очередь создания единой для всех субъектов хозяйствования правовой среды, формирования единого таможенного пространства, унификации гражданского и налогового законодательства, валютного регулирования и денежно-кредитной системы. Кроме того, должно быть завершено объединение энергетической и транспортной систем, создание единого научно-технологического пространства. Обязательно и введение единой системы обеспечения внешней безопасности, единой системы защиты внешнеполитических и внешнеэкономических интересов.

Темпы продвижения к Союзному государству должны быть обоснованными, не допускающими как забегания вперед, так и бесплодной борьбы за "интеграционную приоритетность", с ее бесконечными спорами о сроках, формах и процедурах воссоединения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
755
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1278
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
932
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
490

Другие новости