0
973
Газета СНГ Интернет-версия

04.07.2000 00:00:00

Дефицит времени может превратиться в дефицит доверия

Тэги: Лукашенко, Союз


Москва и Минск активно поддерживают друг друга на международной арене.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

ОТСУТСТВИЕ информации о докладе председателя Высшего Государственного совета Союзного государства России и Белоруссии, президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, сделанном им на недавно состоявшемся заседании ВГС, вызвало к жизни слухи и домыслы в ряде российских СМИ, которые, увы, подавались как факт реальности. Скажем, распространено было мнение о некоей "скандальности" доклада, о том, что-де глава Республики Беларусь опять "учит" Россию, а Россия опять послушно и молча кивает. При этом высказывались тенденциозные мнения о реакции на доклад президента РФ Владимира Путина, как, впрочем, и об отношениях между двумя лидерами, конкретно ничем не подтвержденные (Лукашенко-де Путину "надоел", как и сам "брак по расчету" с союзной республикой). Искажались - невольно или сознательно - и намерения президента Белоруссии.

Отчасти в такой трактовке доклада Александра Лукашенко, как и самого заседания, "виноваты" и главные действующие лица, и их странная любовь к разного рода секретным заседаниям, военным и невоенным тайнам, докладам (в которых ничего секретного, по сути, нет), и часто от российских и белорусских чиновников слышишь, что это, дескать, право самих лидеров Союзного государства - определять степень открытости или "закрытости" того или иного мероприятия или доклада. Разумеется, в каких-то случаях закрытость необходима, но в подавляющем большинстве случаев она создается искусственно, от недостатка прагматизма и профессионализма. Вообще же работа президентских и правительственных структур (прежде всего российских) с партнерами из СМИ оставляет желать много лучшего, в том числе и по поводу своевременной "налички" официальной (и вполне легальной) информации о данном заседании Высшего Государственного совета. Информацией о ходе заседания не располагали даже высокие чиновники, и, видимо, в силу этих причин даже солидные информационные агентства вместо конкретных сводок с места события вынужденно занимались ликбезом других своих коллег, растолковывая им, что такое ВГС и вообще Союзное государство... Если же говорить об обычных будничных контактах с российской прессой, то из администрации президента РФ мы получаем по факсу в основном сенсационные материалы типа: "Сегодня президент направил поздравления имярек..." Неужели российским СМИ больше не о чем сообщить новой команде, кроме текстов поздравлений?

Как и любая власть, четвертая не любит посредников и предпочитает информацию "из первых рук". Ежели эти руки вешают перед ней амбарный замок секретности - то и реакция будет соответствующая. Тогда и Александру Григорьевичу не имеет смысла жаловаться на невнимание российских СМИ, даже благожелательно относящихся к союзу России и Белоруссии, поскольку, видимо, не без участия белорусских чиновников был первоначально "засекречен" и его собственный доклад. Мы ни в коей мере не претендуем на разглашение, боже упаси, военных или государственных тайн, но в соответствии с российскими законами обязаны представить читателю не тоскливые пресс-релизы, напоминающие марсианские хроники, а полноценную информацию, а затем, на ее основе, объективный анализ событий. Если власть не считает прессу изначально партнером и союзником - в том, что касается не комплиментов, а прежде всего стратегических интересов России, - то, видимо, и не стоит предъявлять потом претензии к СМИ в искажении или тенденциозности информации. Впрочем, это отдельная тема, но вопрос, что называется, назрел: проблема "власть и пресса" как в России, так и в Белоруссии требует своего цивилизованного решения, цивилизованного и заметно упрощенного, продуманного механизма общения, иначе президентам двух стран будет все труднее убеждать народ в правильности своей стратегической или тактической позиции.

Больше того: без участия прессы и без ее должной информированности может остаться "за кадром" или вообще исчезнуть из поля зрения (в том числе и зарубежных партнеров России и Белоруссии) важная эволюция во взглядах лидеров Союзного государства, касающихся их контактов с европейским сообществом - а она, между прочим, имеет место и в докладе Александра Лукашенко как лидера Союзного государства, а не просто как руководителя отдельно взятой страны. Следовательно, дружите с прессой, господа! - и вы только выиграете в общественном мнении не только двух стран, но и европейского сообщества.

Что же касается самого доклада Александра Лукашенко, то на некоторых его тезисах хотелось бы остановиться особо. Как всегда, Александр Григорьевич пытался призвать своих российских коллег к большей дисциплинированности в исполнении уже принятых решений, действенному контролю за принятием решений, согласованных уже на высоком уровне, и главный пафос в выступлении Александра Лукашенко заключался в тезисе: мы теряем темп интеграции, а следовательно, и своих союзников! И потому, по словам Лукашенко, "мы обязаны сделать все... чтобы дефицит времени, не дай бог, не превратился в дефицит доверия со стороны наших народов". Вот, собственно говоря, и вся "крамола" президентского доклада, а от себя добавим: не следует допускать дефицита доверия и со стороны прессы, ибо она - тоже часть народа (причем не худшая), а не только часть холдингов заклятых друзей - олигархов... Заметим, кстати: что, касаясь проблем формирования общего информационного пространства, президент Белоруссии изволил задать чисто риторический вопрос - с учетом вышеописанной ситуации: "Не понимаю, почему российские средства массовой информации - даже те, которые положительно относятся к белорусско-российскому единению, - пассивны в позитивном освещении интеграционной тематики? Большинство материалов носит поверхностный и предвзятый характер. Нет глубокого анализа ситуации". Да откуда же взяться анализу, Александр Григорьевич, если вы так любите секретничать с коллегами? Тогда осторожней следует быть и в следующих своих заявлениях: "Ведь мы всегда открыты для встреч с представителями российских средств массовой информации - независимо от их политической направленности". Должны констатировать, с учетом прошедшего саммита и заседания ВГС: здесь вы погорячились, Александр Григорьевич - не всегда вы открыты, ой не всегда!

К сожалению, из доклада Александра Лукашенко (как и из самой жизненной практики) следовало, что отдельные министерства и ведомства как в России, так и в Белоруссии, оказываются реально более могущественными, чем два президента, два правительства и, соответственно, чем двусторонние межгосударственные решения, принятые на самом высоком уровне. Инертность, волокита, потеря темпа - вот что мешает новому витку интеграции Белоруссии и России. Как видим, пока не сбывается мечта о "хороших" бюрократах - увы, они и в Союзном государстве те же самые, что были всегда, но почуяли в новых структурах массу возможностей обустроить свою собственную "интеграцию" в союзный бюджет и в целом в неплохую и благоустроенную жизнь без всяких излишних нервных затрат. В этом плане характерно замечание Александра Лукашенко о том, что аппарат Исполнительного комитета "работает безынициативно, безответственно затягивает подготовку отдельных проектов важных документов".

В то же время, по словам президента Белоруссии, вместо подготовки документов, направленных на реализацию Договора о создании Союзного государства и решений Высшего Государственного совета, "государственный секретарь инициировал обсуждение вопроса о придании Союзному государству статуса межгосударственной организации, а служащим Постоянного комитета - статус международных служащих. Хотя договор прямо говорит о создании Союзного государства, а в его тексте указано, что должностные лица органов Союзного государства и их аппаратов являются государственными служащими Союзного государства (ст. 57 Договора)". Таким образом, подтвердились некоторые противоречия между председателем Высшего Государственного совета и госсекретарем, хотя в день окончания заседания ВГС Александр Лукашенко в интервью второму российскому телеканалу высказался о работе госсекретаря весьма гуманно, и из его слов следовало, что Павел Павлович Бородин "не приносит вреда" российско-белорусскому союзу...

Понятно, почему Александр Лукашенко с таким пафосом говорил о низкой эффективности принимаемых решений - в частности, осталось на бумаге принятое три года назад решение (а затем и подписанное в конце 1998 года соглашение) о создании равных условий субъектам хозяйствования: хотя было заключено, во исполнение этого соглашения, 10 межправительственных соглашений, "равные условия" остались на бумаге по сегодняшний день. Трудно не согласиться с этим тезисом доклада:

"Решения, которые принимают органы Союзного государства, должны выполняться неукоснительно. В противном случае будет дискредитирована сама идея интеграции, и мы лишимся поддержки народа, на которую опираемся в своей работе".

Разумеется, для эффективной работы Союзного государства нужна разветвленная правовая база, и здесь Александр Лукашенко сделал существенное замечание о том, как должна проходить "унификация" правовой базы двух стран: не одна страна должна постоянно подстраиваться под другую, поскольку национальные законодательства обеих стран в разных сферах имеют свою оправданную специфику, а унификация должна касаться прежде всего совместно принятых документов в рамках Союзного государства. Прежде всего это касается экономической (и не только экономической) жизни Союзного государства, и потому, по мнению Александра Лукашенко, "необходимо избегать изначально бесперспективных попыток "подстройки", "подгонки" законов Беларуси под законы России или наоборот", а наиболее рациональным путем (о чем давно говорят профессионалы) была бы выработка оптимального варианта на основе тщательного анализа экономического законодательства обоих государств. Такой подход позволил бы создать, по мнению председателя ВГС, "четкую правовую базу Союзного государства в экономической сфере..."

Как раз в этой сфере успехи России и Белоруссии в рамках Союзного государства следует признать скромными, хотя они есть: товарооборот между двумя странами имеет достаточно устойчивую тенденцию к росту, и, несмотря на кризисные явления, его объем в начале этого года (январь-март) составил 2064,3 млн. долларов США, что на 40% больше по сравнению с данным периодом в 1999 году. Есть основа и для строительства единого экономического пространства - так, в первом квартале этого года рост объема ВВП в Белорусии составил 106%. А в России - 107,2% (есть и другие обнадеживающие показатели по росту промышленного производства и инвестиций и т. д.).

Однако парадокс (впрочем, вполне объяснимый объективными причинами в развитии двух стран) нынешнего этапа российско-белорусской интеграции заключается в том, что во внешнеполитической деятельности двух стран Россия и Белоруссия гораздо значительней продвинулись вперед, чем в экономической деятельности или в социальной сфере. Здесь Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2000-2001 годы действительно согласована. Александр Лукашенко подчеркнул, что следует теснее сотрудничать с Европейским союзом, а также с такими региональными организациями, как Центрально-Европейская инициатива (ЦЕИ), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и Совет государств Балтийского моря (СГБМ). Наблюдатели, считающие Александра Лукашенко не меняющим своих взглядов закостенелым "комиссаром интеграции", немало удивились бы, услышав от него почти революционные тезисы о сотрудничестве с НАТО:

"Развитие неконфронтационных отношений с альянсом и сотрудничество с ним в тех областях, где это выгодно и не ущемляет наши национальные интересы, отвечает потребностям наших государств". То ли концепция Владимира Путина оказала столь решающее воздействие на взгляды белорусского коллеги, то ли сам Александр Лукашенко пришел к такому пониманию, подтвердив репутацию динамичного лидера, но существенная эволюция по отношению к НАТО со стороны России и Белоруссии налицо. Не менее удивительна и оценка сотрудничества с ОБСЕ, что, по словам председателя ВГС, "предоставляет реальную возможность участвовать в формировании неделимой системы безопасности, основанной на равенстве государств, уважении их права на выбор собственного пути развития". Здесь, на наш взгляд, дана несколько преждевременная (и потому явно комплиментарная) оценка деятельности ОБСЕ, которая во многом еще остается больше проамериканской организацией, диктующей странам и народам волю США, нежели организацией истинно европейской, органически склонной к толерантности и отсутствию политического диктата. Но, возможно, ОБСЕ вдохновится такой оценкой (пришла любовь, откуда не ждали) лидера Белоруссии и Союзного государства - и, глядишь, действительно станет такой, какой ей давно надлежит быть по статусу.

Таковы, в самых общих чертах, некоторые главные направления, обозначенные Александром Лукашенко как председателем Высшего Государственного совета Союзного государства Беларуси и России, в его докладе "О ходе выполнения Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации его положений". Мы сочли своим долгом использовать предоставленную нам возможность для ознакомления с этими тезисами и наших коллег из российских СМИ, и широкий круг читателей "НГ".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
519
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
852
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
606
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
343

Другие новости