0
790
Газета СНГ Интернет-версия

20.07.2000 00:00:00

Эхо выстрелов в Западной Грузии

Тэги: Грузия


ОПЕРАЦИЯ, проведенная органами внутренних дел совместно с центром по борьбе с терроризмом Министерства госбезопасности, в результате которой погибли, как уже сообщалось, руководитель нелегального военизированного формирования Акакий Элиава и один из его единомышленников, столь же ортодоксальный звиадист Гоча Гвилава, на протяжении последних дней оставалась объектом внимания политиков, прессы и общественности. Оппозиционные деятели, и прежде всего лидер Национально-демократического альянса Ирина Саришвили-Чантурия, подвергли правоохранительные органы, в частности министра внутренних дел Каху Таргамадзе, серьезной критике. Последний вынужден был созвать пресс-конференцию и квалифицировать обвинения в свой адрес как клеветнические. Таргамадзе пообещал подать в суд на Саришвили-Чантурия. Министр подчеркнул также, что он заранее позаботился о мирном и бескровном ходе операции, когда отдал приказ о неприменении оружия без чрезвычайной необходимости. "К сожалению, события развивались таким образом, что иного выхода не оставалось", - заявил он. С точки же зрения Саришвили и ее единомышленников, все обстояло по-другому. И если суммировать различные мнения, то недовольство ряда политиков, состоящих не только в оппозиционных партиях, но и в парламентской фракции большинства, вызывает следующее.

Почти два года Элиава и его "лесные братья", отказывающиеся в отличие от других звиадистов более умеренного толка согласиться с политикой общенационального примирения, носят черную форму с соответствующими эмблемами и не расстаются с оружием. Однако официальные власти, в частности, краевая администрация Мегрелии, руководство Сенакского района, где располагается штаб-квартира все еще прячущихся в лесах "братьев", судя по молчаливому терпению Центра и правоохранительных органов, не обращали на них внимания. Правоохранительные органы лишь пытались контролировать их действия и отслеживать намерения. "Братья" же по всякому поводу давали понять, что Грузией правит незаконная власть. Порой вседозволенность заходила слишком далеко. Некоторые депутаты от фракции Союза граждан обращают внимание именно на это обстоятельство. Элиава не раз давал телевизионные интервью, облачившись в черный берет и с оружием, а люди из его отряда также выступали перед журналистами, не выпуская автоматов из рук. Более того, Элиава не раз входил в отдел полиции Сенакского района в форменной одежде. Такое облачение придавало нелегальному формированию как бы законный статус. Иначе говоря, Элиава пользовался излишним попустительством, пока не стал действительно опасен на фоне резко возросшего за последние месяцы социального недовольства.

После гибели Элиавы прошло десять дней, а он еще не похоронен. Родные и близкие вместе с политическими активистами из звиадистских кругов предъявили властям ультиматум: Элиава и Гоча Гвивава не будут похоронены до тех пор, пока не вскроются все обстоятельства их гибели. Они также требуют освобождения трех арестованных "братьев". Координационный центр политзаключенных-звиадистов устроил акцию протеста в офисе уполномоченного по правам человека защитника (омбудсмена) с тем же требованием. Участники этой акции заявили, что если требования семьи Элиавы и Гвивавы не будут выполнены, то похороны вновь будут отложены, что может вызвать, по их словам, крайне опасные процессы.

Свою позицию выразил и глава Компартии Грузии Пантелеймон Георгадзе. В Кутаиси он выступил на местном форуме левых национально-патриотических сил и назвал историю с Элиавой политической расправой, запланированной и осуществленной во избежание больших неприятностей в крае, где очаги общественного недовольства могли быть поддержаны "лесными братьями" в собственных политических целях. Однако куда больше внимания лидер коммунистов уделил другим темам. Участники форума аплодисментами встретили требования возрождения социалистической идеи, восстановления Союза Социалистических Республик или государств в обновленном виде и т.д. В частности, речь шла и об углублении движения, цель которого состоит в политической реабилитации Игоря Георгадзе, о необходимости возвращения бывшему руководителю Службы безопасности Грузии имиджа "достойного гражданина и патриота" своей страны. Активизация левых сил в период нарастания социальных претензий к властям, конечно же, симптоматична.

Тем временем задолженность государства по пенсиям уже достигла 25 млн. лари. Накопления долгов характерны и для пособий, предназначенных для беженцев. Учитывая особое положение изгнанников из Абхазии, Министерство финансов сочло необходимым отказаться от секвестрования их доли, что вызвало одобрение руководителей Верховного Совета Абхазии в изгнании. Следует подчеркнуть, что у компетентных органов, как заявил один из сотрудников госбезопасности, все эти годы имелись информация и материалы, свидетельствующие о манипуляциях, вследствие которых пособия и пенсии до беженцев доходили либо со значительным опозданием, либо не доходили вовсе. Недовольство, причем достаточно острое, выражают не только обездоленные слои, но и преуспевшие в своем бизнесе предприниматели. Они вынесли на обсуждение внеочередной сессии парламента законопроект о либерализации налогов, но их постигло очередное разочарование. Законопроект предполагал облегчение налогового бремени, что позволило бы местным товаропроизводителям значительно активизировать свои возможности на ниве возрождения грузинской промышленности. Однако большинство предпочли законопроект, представленный правительством. Фракция предпринимателей заявила, что ее законопроект даже не выносился на обсуждение и голосование. Это дает им основания обратиться с жалобой в Конституционный суд.

Одновременно с этим в парламентском большинстве после некоторого затишья вновь возникла скандальная ситуация. Его лидер Нико Лекишвили - бывший государственный министр - грозится уйти в отставку, если большинство не дадут политическую и моральную оценку действиям тех лиц, которые пытаются уличить его в нечистоплотных деяниях. И для этого, как утверждает Лекишвили, они развернули против него кампанию в СМИ. Действительно, газеты пестрят сообщениями о городке миллионеров, о взятках, полученных якобы Лекишвили от владельцев роскошных особняков в обмен на возможность использовать земельные площади для строительства вилл, о мзде от хозяев толкучек и рынков, о крупных суммах, полученных в результате приватизации зданий под магазины в центре города. Но даже Ирина Саришвили-Чантурия защитила Лекишвили от нападок, полагая, что никто в большинстве не имеет права первым бросить в него камень. Парламентское большинство уговаривает Лекишвили, который хочет перейти во фракцию предпринимателей, не устраивать демаршей, обещая уладить дело.

Однако проблемы могут возникнуть у многих, если президент вместе с Контрольной палатой проявит последовательность в борьбе с коррупцией. В эти дни он обратился к народу с воззванием, смысл которого состоит в мобилизации общественных усилий во имя преодоления опасных антисоциальных прецедентов. Создана новая антикоррупционная комиссия, которая разработает систему борьбы с этим злом. Она должна представить результаты этой работы в сентябре. Комиссию возглавляет председатель Верховного суда Ладо Чантурия.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
709
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
823
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1033
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
803

Другие новости