0
1202
Газета СНГ Печатная версия

21.12.2000

Визовый режим как часть общей системы безопасности

Тэги: Грузия, Россия, виза


Страсти вокруг визового режима между Россией и Грузией, который начал действовать с 5 декабря сего года, накануне этого события завершились почти коллективной эпилепсией его противников. Нет ничего хуже советских иллюзий и советских же претензий, предъявляемых по привычке "старшему брату" в эпоху рынка, в том числе и политического, главный закон которого гласит: за все надо платить. С точки зрения этого рынка Грузия не представляет никакого интереса для России - ей просто нечего России предложить, а в качестве геостратегического партнера о ней сегодня говорить не приходится. Территория Грузии становится опасной для России не только по той причине, что стала курортной базой для чеченских боевиков, но и потому, что в ближайшее время эта страна может стать еще одним плацдармом НАТО вблизи российских границ.

Парадокс затяжной истерики, когда введение обычного визового режима приравнивается чуть ли не к разрыву дипломатических отношений, состоит еще и в том, что московская грузинская интеллигенция ни разу публично не осмелилась прокомментировать действия руководства Грузии, толкающего в пропасть собственную страну, но вот осуждать действия российской власти на российской же территории у нее смелости вполне хватило. И почему все молчат по поводу того, что визовый режим с Россией по своей инициативе ввела, например, Эстония? А разве виза в Америку или в Европу свидетельствует об отлучении от американской или европейской цивилизации?

Весь сюжет нагнетания шекспировских страстей по поводу визового режима с Грузией (сопровождавшийся антироссийским митингом в Тбилиси и обещанием грузинских дипломатов подключить к этой "разборке" международные организации от ОБСЕ и ООН до ВТО) свидетельствует о том, что за последние 10 лет Россия совершенно отучила своих партнеров по СНГ от собственной самостоятельности и последовательности. Москва и сейчас постоянно заверяет Грузию и все прогрессивное человечество в том, что это - "временная мера", словно оправдываясь за свои действия. Но разве мы должны оправдываться? Напомним еще раз, что визовый режим - законная и демократическая мера любого государства, которое считает эту меру в данный момент необходимой. Кстати сказать, и Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан СНГ от 9 октября 1992 г. изначально допускало право любой страны "принимать особые меры по защите своих границ и территории при чрезвычайных обстоятельствах", в частности, угрожающих их безопасности". Так что Россия действовала по закону и выполнила все необходимые в таком случае дипломатические процедуры.

Станет ли визовый режим, даже как временная мера, органичной частью всей системы национальной безопасности России или останется всего лишь эпизодом "наказания" Грузии, от которого в итоге будет мало толку? На саммите СНГ Михаил Касьянов вдруг заявил, что безвизовый режим передвижения граждан России и Грузии может быть восстановлен. Может быть, торг и уместен в политике, но не с таким "ускорением" - это компрометирует саму власть, которая за пять дней до введения визового режима уже говорит о возможности его отмены.

По данным паспортно-визового Управления МВД РФ, на территории России проживают более 600 тыс. граждан из государств Содружества, общее количество временно пребывающих достигает более 10 млн. По мнению силовых структур, наличие "прозрачных" границ всегда наносило и наносит России колоссальный ущерб, тем более что Россия становится страной для транзита нелегальных мигрантов, одновременно являясь и страной их многолетнего проживания.

Ситуация в самой России и за ее ближними пределами такова, что визовый режим должен быть частью единой системы национальной безопасности, а в эту систему должны входить борьба с нелегальной миграцией, незаконным оборотом наркотиков и терроризмом, постоянный учет демографического баланса в стране на государственном уровне, порядок на границах, своевременный пересмотр законодательных актов и "состыковка" их друг с другом, пересмотр института гражданства и др. Иногда политическая целесообразность во внешней политике может обернуться крупными внутренними потерями, социальным и межнациональным напряжением внутри России. И в этом смысле надо без иллюзий воспринимать временную "лояльность" других партнеров России по СНГ.

Грузию сегодня не совсем корректно противопоставляют Азербайджану, который избежал "наказания" визовым режимом, дескать, потому, что выразил готовность к экстрадиции группы чеченцев, подозреваемых в причастности к терроризму, вдобавок Баку "разогнал" чеченские финансовые организации на своей территории, тем самым перекрыв чеченские финансовые каналы. Не преуменьшая значения этих мер, заметим, что только на этом основании говорить о долгосрочной "лояльности" Азербайджана преждевременно: почти в день окончания саммита СНГ Азербайджан высказал неудовольствие по поводу "переброски в Армению вооружений с ликвидируемых баз в Грузии", а затем министр иностранных дел республики заявил о "незаконных" поставках российского оружия в Армению, назвав ее страной-агрессором, которую европейские страны должны призвать к порядку.

Три года назад между Россией и Азербайджаном было принято двустороннее соглашение о безвизовом передвижении граждан РФ и Азербайджана на территории друг друга, однако поток уже несколько лет движется только в одну сторону - в Россию.

Что же касается вопросов, связанных с пребыванием (в большинстве случаев - нелегальным) граждан Азербайджана на территории России, то об этом в ряду других проблем в связи с введением визового режима говорилось на заседании комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками. Как выяснилось после информации силовых структур, по степени ущерба, наносимого России, граждане Азербайджана, обосновавшись на территории России, намного "обгоняют" граждан Грузии, так как ежегодно вывозят из России 2 млрд. долл., не облагаемых никакими налогами. Должны ли граждане России платить такой "оброк" за лояльность партнера по СНГ - большой вопрос. Нелегалы из Азербайджана, по словам депутатов российского парламента и представителей МВД России, подчинили себе не только мелкую розничную торговлю, но и всю продовольственную оптовую систему, "канализируя" весь продовольственный поток, который формируется в российских областях, а также в Молдавии и на Украине.

Таким образом, политика России на постсоветском пространстве СНГ должна учитывать внутреннюю ситуацию, иначе от "ножниц" будет мало толку. Некоторые шаги России по созданию новых политических блоков в рамках СНГ, судя по этому критерию, тоже заметно "опережают" реальность. К подобным примерам следует отнести новое Евразийское экономическое сообщество: Договор об учреждении ЕврАзЭС, как известно, был подписан в октябре этого года в Астане президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Понятно, что это прежде всего политический союз, так как по экономическому развитию "пятерка" представляет уж очень пестрое зрелище и часть наблюдателей прочат ей недолгое будущее. Внутри нового сообщества устанавливается безвизовый режим, тогда как, по сообщению российских силовых структур, дорога наркотикам и оружию в Россию проложена в основном через Таджикистан, Казахстан и Киргизию. Как известно, новые члены НАТО, страны Восточной Европы и бывшего социалистического лагеря отгораживаются от стран СНГ именно визовым режимом, и, таким образом, Россия из страны транзита превращается в страну основного сбыта наркотиков, оружия и всякого рода криминала. Как Москва будет этот криминальный поток пресекать? Пока ответа на этот вопрос нет. "Прозрачные" границы России - просто благо для любого вида криминала, и в этом плане решение верховной власти сократить несколько тысяч пограничников вызывает недоумение: если граница не оборудована современными средствами, то зачем сокращать тех, кто ее хоть как-то охраняет? Нелегальная миграция остается бичом России, а нелегалы из третьих стран к нам в основном попадают через Казахстан и Таджикистан. Между Казахстаном и Китаем, например, существует упрощенный порядок въезда на территорию друг друга, и через этот канал китайские нелегалы успешно проникают в Россию и обосновываются здесь на долгие годы.

По словам заместителя директора Федеральной пограничной службы Александра Еремина, начиная с 1996 г. через территорию среднеазиатских республик в Россию проникает огромная масса людей, чье присутствие на территории РФ, мягко говоря, нежелательно. Только за последний год российскими пограничниками было выявлено около трех тысяч иностранцев, которых специалисты квалифицировали как людей, специально едущих для пополнения незаконных вооруженных формирований внутри России. Это граждане Афганистана, Пакистана, Ирана, Индии и других третьих стран, пытавшиеся проникнуть в Россию через территорию стран Центральной Азии.

Безвизовое пространство, как о том свидетельствует международный опыт, не исключает борьбы с наркодельцами, террористами, нелегальными мигрантами и прочими представителями издержек демократии. Шенгенское соглашение, о котором так часто говорят, предполагает принятие мер по обеспечению безопасности и борьбе с незаконной иммиграцией граждан государств, "не являющихся членами Европейских сообществ".

До сегодняшнего дня нет российского закона, регулирующего правовое положение иностранных граждан на территории РФ, - Дума его принимает с 1997 г.! Давно нуждается в пересмотре и старый закон РФ о гражданстве Российской Федерации, принятый в 1991 г., и в Государственной Думе планируют рассмотрение этого вопроса, поскольку этот документ давно не отвечает сегодняшним реалиям и никак не состыкован с федеральным законом о соотечественниках. Что же касается двусторонних соглашений о безвизовом режиме (а эти отношения у нас установлены с Молдавией, Арменией и Узбекистаном), то имеет смысл всегда оставлять свободное пространство для маневра в случае особых обстоятельств, чтобы каждая сторона имела право приостанавливать действие отдельных положений соглашения, если это необходимо для защиты своих границ или безопасности своих граждан.

Словом, визовый режим должен быть не "наказанием" или демонстрацией политической воли (хотя и это иногда полезно) по отношению к одной, отдельно взятой стране, а первым шагом в создании целостной системы национальной безопасности. Отдельные действия, как мы видим, российской властью предпринимаются, а вот сложатся ли они в итоге в систему - пока трудно сказать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Глас вопиющего в пустыне

Глас вопиющего в пустыне

Владимир Иванов

Бывший функционер ЦРУ рекомендовал законодателям изменить отношения с Россией

0
1738
Всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие в современную эпоху

Всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие в современную эпоху

Виктор Литовкин

Российско-китайское военное сотрудничество выходит на новый исторический уровень

0
854
Официальная позиция

Официальная позиция

0
214
Слов много, а дел – никаких

Слов много, а дел – никаких

Владимир Иванов

НАТО якобы хочет других отношений с Россией

0
433

Другие новости

Загрузка...
24smi.org