0
1038
Газета СНГ Интернет-версия

09.11.2001 00:00:00

Большая боль Армении

Тэги: армения, кочарян


армения, кочарян

-Каковы, на ваш взгляд, основные особенности развития внутриполитической ситуации в Армении за последние годы?

- Характер и динамика внутриполитического противостояния в Армении существенно изменились начиная с осени 1997 года, когда стал очевиден раскол в команде прежнего президента Левона Тер-Петросяна. Тогда на первый план выдвинулись так называемые ястребы во главе с министром обороны Вазгеном Саркисяном, которые заявили о несогласии с политикой "пораженческих левоновских компромиссов" по карабахскому вопросу. К тому времени Тер-Петросян успел скомпрометировать себя в глазах народа не только ущербностью практикуемых экономических концепций, но и в нравственно-политическом плане. Его обоснованно обвиняли в привлечении к власти целой когорты одиозных личностей, с которыми связывают прямое разбазаривание общественного достояния, злоупотребление властью, казнокрадство, взяточничество, многочисленные нераскрытые убийства неугодных должностных лиц и рядовых граждан. А тут еще и пораженчество в вопросе Карабаха, за который наш народ заплатил слишком большую цену - свыше пяти тысяч жизней!

Так что с момента упомянутого раскола внутриполитические трансформации происходили в русле всеобщего отторжения политики разграбления страны и предательства святая святых - завоеваний на фронтах национально-освободительной войны в Карабахе. Поэтому явно подтасованная победа Роберта Кочаряна на президентских выборах весной 1998 года, ставшая, кстати, возможной не без помощи тех самых "ястребов", была воспринята без каких-либо заметных проявлений недовольства или возмущения. И на внутриполитической сцене, и в обществе в целом превалировала атмосфера умиротворения в связи с уходом опостылевшего Тер-Петросяна. Как многие политики, так и большинство народа, измученного стихийными, социальными, военными и морально-психологическими невзгодами, надеялись на некие позитивные перемены.

- Но тем не менее выборы состоялись, и страна получила нового президента┘

- С приходом к власти Роберта Кочаряна началось то, что принято называть безвременьем. Экономика продолжала сползать к краху, естественно, затягивая за собой и социальную сферу. Новая власть, обвиняя во всех смертных грехах своих предшественников, лишь усугубила все хозяйственно-политические и нравственно-психологические болезни страны. Только за этот короткий период безвременья на поиски хлеба насущного из Армении и Карабаха выехало едва ли не больше людей, чем за все время правления Тер-Петросяна.

Коренной перелом ожидался и, кажется, стал наступать весной 1999 года. Тогда на очередных парламентских выборах убедительную победу одержал блок "Единство", состоявший из Республиканской партии во главе с министром обороны Вазгеном Саркисяном и Народной партии, которую после поражения в президентской кампании организовал и возглавил Карен Демирчян. После парламентских выборов первый из них стал премьер-министром, а второй - председателем Национального собрания.

Судя по согласованности и последовательности действий, этот тандем отнюдь не собирался ограничиваться одними декларациями о наведении порядка в стране. Решимость Вазгена Саркисяна и Карена Демирчяна взять в свои руки ключевые рычаги государственного управления основывалась на их бесспорном личном авторитете. Их приход на высшие государственные посты, по сути, оставил за Робертом Кочаряном лишь незначительную долю власти, сопоставимую разве что с полномочиями английской королевы. Однако едва начавшиеся изменения политической философии в вопросах национальной стратегии и предпринятые новации в структурах хозяйственного управления внезапно оборвались терактом 27 октября┘

- Можно ли считать эту трагическую дату судьбоносной вехой во внутриполитической жизни страны?

- Несомненно. И, к сожалению, с исключительно негативной окраской. С этого момента внутриполитические события в Армении практически лишились последних признаков цивилизованности. Казалось, что для одних они преобразовались в беспощадную борьбу за сохранение власти ради власти, а для других - в столь же беспощадное противостояние за обретение власти ради мести. Первые, чтобы успокоить вторых, пошли, как показало время, по самому простому и верному пути. Пост убитого премьера предоставили его брату, а должность убитого спикера - одному из его сподвижников по партии. В те дни вряд ли нашлись бы сомневающиеся, что место Карена Демирчяна занял бы его сын, будь он депутатом парламента.

А спустя несколько месяцев, когда "пар" уже был выпущен, молодого премьера Арама Саркисяна вместе с "провазгеновским" министром обороны Вагаршаком Арутюняном отправили в отставку. И хотя среди политических наследников Вазгена Саркисяна это вызвало новую волну недовольства, власти и с ней справились столь же легко и бесхитростно: новым премьером стал республиканец Андраник Маркарян, самый воинственный обвинитель Роберта Кочаряна во всех грехах, включая и трагедию в парламенте.

Всякого рода провокации, шантаж, запугивание, уголовное преследование - далеко не полный набор средств, которые власти применяют к любому, кто представляется хоть сколько-нибудь опасным для них. Против меня, например, уже накануне прошлогоднего митинга 30 октября возбудили уголовное дело по советской статье УК - за призывы к насильственному свержению конституционного строя. Таким образом нынешний президент приравнял свою персону к конституционной норме, ибо призывы участников митинга относились к смене власти, но отнюдь не к свержению существующего строя.

Вообще методы, которыми власть осуществляет свою политику, все больше напоминают манеры восточных феодалов. А между тем практическое применение столь своеобразной теории кнута и пряника одновременно с политическим и социально-экономическим кризисом все быстрее приближает демографический коллапс, очевидные признаки которого в Армении уже бессмысленно скрывать.

Попытки укоренить авторитаризм на армянской почве обречены на провал. Власть, которая держится исключительно на дубинках и тюремных камерах, не может быть жизнеспособной. Последние события в Грузии - ярчайшее тому подтверждение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
801
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
753
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1348
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
636

Другие новости